Можете считать, что все ниженаписанное идет под грифом "ИМХО", ибо ничего объективного я, скорее всего, не рожу.
Фильм - почти гениальный!
В принципе, это же не тайна ни для кого, что если видение режиссера совпадает с твоим, то фильм кажется хорошим, а если не совпадает - плохим. Мне нравится Йейтс тем, что он умеет найти подход и состыковать аутентичный мир сказок Ро с моим живым миром. В фильме все больше похоже на реальность, в которой живу я, книги же - это скорее область фантазий, идей, мысленных конструкций.
Я не имею ничего против взрослеющих актеров: как это сейчас принято говорить в сети, очень доставляет их неформатность. В конце концов, традиция к иной трактовке сюжетов книг и их героев в кино успела приучить меня к тому, что фильм, представляющий из себя кальку с книги - скучный фильм. Сейчас любое кино, которое снимается по роману, снимается
по мотивам и представляет собой самостоятельную культурную единицу. Поэтому я всегда жду, а что будет не так, и герои ГП здесь оправдывают ожидания, они - не как написано в книге, они - что выросло, то выросло.
дочитать до концаУгрюмый Рон, не вполне еще приноровившийся к взрослому телу, Гарри без следа субтильности, обретшая шарм взрослой женщины Гермиона - смотреть на них странно и не совсем привычно, но очень интересно. Кстати, очень нравится, как колдует взрослая Грейнджер: без подросткового позерства, лаконично, просто, со вкусом, она больше не ученица Хогвартса...
И именно это создавало надрыв в книге и продолжает создавать ощущение тревоги и тоски в фильме - дети, которым пришлось повзрослеть раньше времени, уходящие на войну дети. И вместе с тем ощущение безысходности и откровение о том, что войны ведутся не столько армиями плохих и хороших, сколько каждым человеком в отдельности только за себя, за свой долг и за то, что именно тебе дорого. Ощущение одиночества и беспомощности человека перед лицом Истории, если уж говорить красиво.
Этот акцент мне нравится, потому что некогда для меня это было большим открытием: что война - это не две армии и славные кровопролитные бои, как нам рассказывали в школе, т.е. не только они, но и беспросветность обычной жизни, неопределенность будущего, пустота, разруха, выживание, мародерство. Война - это сводки погибших по радио, это тишина на улицах, голод и страх, это люди, как загнанные звери, готовые на предательство, это почувствовавшие безнаказанность гопники и т.д. и т.п. Всего этого в фильме предостаточно, но вместе с тем все происходит без выдавливания слез и заламывания рук, как бы вскользь, пунктиром.
О любовном треугольнике не написал только ленивый. Тем удивительнее мне было читать эти отзывы, потому что ничего подобного я в фильме не увидела. Кажется, публика-то ревнует Гермиону круче, чем Рон.
С моей же точки зрения, все получилось очень органично, красиво и более взросло, чем в предыдущих главах эпопеи. Для меня дружба и любовные отношения не являются полюсами одного конструкта, скорее они взаимосвязаны и взаимозависимы. И то, и другое вытекает из способности человека к глубинным чувствам и привязанности, и то, и другое связаны с сильными положительными эмоциями по отношению к другому человеку. Так что "любовь" и "дружба" могут существовать и по отдельности, и в одном флаконе. Более того, наличие одного предполагает некие элементы другого, и я считаю, что абсолютно любая дружба несет в себе той или иной силы эротический компонент. Вопрос не в его наличии, а в том, как им пользоваться. Конечно же, можно зациклиться на мысли о сексе, но можно и использовать это как дополнительный источник энергии. Я, например, тексты пишу, картинки рисую и фотографирую и т.п., а у героев ГП7 дела поважнее - они мир спасают.
Мне вот эта тема девочко-мальчишеской дружбы очень понятна и близка, потому что я сама именно так дружила с мужчинами. И танец в палатке для меня - самая трогательная и самая теплая сцена за все 7 фильмов.
Рона, кстати, понять можно. Чем взрослее становятся люди, тем сложнее им поддерживать отношения в триаде. Почему-то в детстве намного проще дружить на троих, но у взрослых людей есть тенденция, по которой любые триадные отношения стремятся к диадным и к исключению третьего лишнего. И Рон здесь заведомо наиболее уязвимый персонаж, он всегда был младшим сыном в семье, подавляемый пятью старшими братьями, и никакие подвиги и достижения не смогли развеять в нем неуверенность в себе. Вот и сорвался мальчик. Но ему простительно, в конечном итоге он смог преодолеть свои комплексы. Любой начинающий психотерапевт пустит слезу над сценой разрубания крестража-медальона - какая прямая и лаконичная метафора катарсиса под конец курса терапии. Красота!
Безумно нравятся мне пейзажи и интерьеры. Все эти сухие поля, заснеженный лес, мрачная гостиная в особняке Малфоев... такой разный, печальный, задумчивый мир за порогом Хогвартса.
Всем нравится сцена в Министерстве магии. Для меня она была несколько странной, нарочито постмодернистской, со всеми этими превращениями в пародийные копии себя, с махровой СС-овщиной в коридорах Министерства. Филь-то достаточно традиционен и в сценарии, и в режиссуре, а тут такое - хоп! - пиршество артхауса.
Зато приятно удивил совершенно бёртоновский пересказ сказки о Дарах Смерти.
Что не понравилось:
- мало Снейпа
- очень невыразительные, плоские отрицательные персонажи. Ну, что Волдеморт - главная кинематографическая картонка десятилетия - это не новость, в книге он еще более плоский. Но и остальная шайка не блещет глубиной и многогранностью. Неужели кого-то продолжает умилять психопатка-Беллатриса? В пятом фильме она была хороша, но к седьмому от ее пучеглазания и кривления губ начинает клонить в сон. Разве нельзя было как-то развить персонаж? Обидно даже за Хелену-то...
- очень мало Снейпа
- почему-то поскупились на грим для Билла. две линии поперек щеки простым карандашом с большоооой натяжкой тянут на шрамы...
- чертовски мало Снейпа! это уже просто издевательство, даже тени отца Гамлета покойного Дамблдора и то на порядок больше в фильме...
Но, несмотря на эти досадные недоразумения, я планирую сходить в кино еще раз. Жаль, что не получится сделать это утром буднего дня, ибо глумящиеся школьнички-магглы выводят меня из себя, и я даже начинаю немного понимать волшебников-фашистов. Есть же заклинание Оглохни!, почему тогда нет заклинания Заткнись!?...