Вокруг каких фильмов у нас сейчас больше всего ко-ко-ко? "Левиафан" и "50 оттенков серого". Собственно, ни один из них целиком я не смотрела и не собираюсь, но - спасибо интернету за это - полистала отрывки, чтобы составить впечатление. Как я поняла из срачиков в сети, основная претензия общественности к первому в том, что он показывает Россию в нарочито темных тонах, а ко второму - что колеблет основы феминизма и унижает права женщин, отдельное "фу" высказали поклонники бдсм, считающие, что их хобби показали неправдоподобно. Когда вообще в кино показывали правдоподобно хоть одну субкультуру?
У меня, собственно, предвзятое отношение к Звягинцеву сформировалось одновременно с выходом "Возвращения", и связано оно не с его профессиональными качествами, а просто вот я считаю, что этот человек - мудак по жизни, и не может он передать какие-то тонкие оттенки лучших человеческих чувств, потому что у него внутри аппарат не настроен на этот диапазон. Впрочем, Ларс фон Триер тоже мудак по жизни, но он мудак какого-то другого сорта, ему и о высших человеческих проявлениях удается говорить. Я вот может вообще не права, но я сейчас расскажу одну историю, и станет ясно, почему я так.
Я училась тогда на третьем курсе психфака, и выходу "Возвращения" как раз предшествовал цикл семейной психологии, вела который женщина жесткая, но по-своему интересная. Она рассказывала про все эти законы, системы, семейные роли и постоянно сыпала примерами из жизни, в частности, рассказывала и про своих детей. И получилось, что волей-неволей, но совершенно незнакомые, казалось бы, люди вырастают у тебя на глазах. Ну или на слуху, если точнее. И я не помню, говорила она сама это или кто-то другой, но как-то было известно, что вот сын Володя сейчас снимается в большом кино, молодой режиссер подает надежды, все такое. А потом мы приезжаем на экзамен, все нервничают, потому что преподаватель же строгий, но нам говорят: а вот так, принимать экзамен у вас будет ваш куратор, Гарина не приедет, у нее в семье трагедия, у нее сын погиб.
Тогда казалось: ничего себе, сюр какой-то... Потом я уже читала, что Вова не умел плавать, но для фильма заставил себя и научился, и ему стало казаться, что у него отлично выходит, он пошел купаться и утонул. В тех же местах, где съемки шли. В день выхода фильма в прокат. И я ждала реакции от режиссера, каких-то публичных заявлений, соболезнований, ждала символических жестов. Вот как позднее было с Хитом Леджером, когда очень много и громко его чтили и "друзья собрались, чтобы доиграть его последнюю роль". А тут был человек - нет человека, похуй, собака лает, караван идет, Звягинцев играет интеллигента и давит лыбу на вручении премий. Я вот уверена, что большая часть зрителей "Возвращения" даже и не в курсе, что один из главных героев, ребенок, сразу же после съемок утонул, по большому счету, из-за этой роли, и все обстоятельства его смерти связаны с этим фильмом.
А потому что зачем сгущать краски, если и сам фильм достаточно чернушен. Зачем отпугивать трепетных зрителей чем-то не столь существенным. Просто мальчик оказался за бортом идущего к успеху теплохода.
Каждый раз, когда я вспоминаю о тех событиях, меня настигает какое-то гадостное ощущение. Поэтому со Звягинцевым я завязала еще когда его только начинали облизывать критики и даватели премий.
И вот "Левиафан", про который не слышал только самый упоротый отшельник в тайге, по ходу. Хочешь-не хочешь, а в курсе будешь.
Не хочу ступать на патриотически-либерастскую почву, тут и так уже копий поломано миллион, при том ничего нового в этом направлении в связи с "Левиафаном" сказать невозможно. Что удивило меня в тех отрывках, что я успела посмотреть, так это скучный, унылый, не имеющий ни капли новаторского возврат на 20-30 лет назад. Если слегка почистить фильмы про бандитов, шлюх и пьянство, снятые в конце 80-х и первой половине 90-х, а потом показать их потоком, включив где-то посередине "Левиафана", никто и не определит, где тут кинематограф прошлого века, а где - нынешнего. Вот вообще ничего нового кроме попов, но за присутствие попа в кадре как-то странно номинировать фильм на Оскар.
Нет, правда, мне сложно понять, почему абсолютно вторичный по отношению к лентам категории Б времен распада Союза фильм вдруг начинают пихать в один ряд с годным, интересным, самобытным кино. Я вот недавно добралась до "Сада" Шулика - и он целиком и полностью охуенный. А ведь тоже притча о маленьком человеке и земле, на которой жили его предки.
Короче, я недоумеваю, я ожидала средненький фильм, но тут же просто косая поделка на коленке...
Ну и "50 оттенков".
- Настюх, сгоняй до холодильника за пивасом.
- Знаешь что, я посмотрела "50 оттенков серого", и теперь я не Настюха, а Анастейша.
- Анастейша, сгоняй до холодильника за пивасом.
(с)
Внезапно обнаружив этот фильм в обновлениях на сайте, где я смотрю сериальчики, я решила ознакомиться. Вообще, должна признаться, что я большой любитель позалипать на фильмы категории "Голодный дивергент в лабиринте" (с) на большом экране. Про меня иногда думают, что я такой умный серьезный киноман, но я в действительности не самый искушенный зритель, так, серединка на половинку. Но, несмотря на этот позорный факт биографии, хорошее умное кино я тоже смотрю, и артхаус смотрю, и всякое "широко известное в узком кругу" тоже, поэтому у меня в анамнезе есть Кроненберг и вышеупомянутый фон Триер, например, и поэтому от анонсов в духе: "в кино будет много секса" жду той или иной степени трешачка. Вот и тут у меня были подозрения, что меня начнет попеременно пробивать на ржач и подташнивать, обещали ж ваще бдсм. А что в итоге? Какие-то бесконечные поглаживания ягодиц и томные взоры под одну и ту же музыку. Не знаю, может что-то любопытное я перелистнула и зря тут жалуюсь...
Короче, вот вам краткое изложение сюжета (как водится, кто-то сделал это раньше и лучше): она бла-бла-бла, он бла-бла-бла, потом в темной комнате жопа крупным планом, бдсм-инвентарь с намеками, он бла-бла-бла, она бла-бла-бла, снова он наглаживает ее жопу, потом куда-то летят на самолете, потом он говорит "я ударю тебя по жопе 6 раз, а ты считай", он бьет ее по жопе, она считает, потом встает и говорит "ах так, тебе нужен от меня только секс, а я тебе верила" и уходит, занавес. Серьезно? Это всё и это длится 2 часа? Не так давно я смотрела "Третью персону", так там в двухминутной сцене секса безо всякой обнаженки и плеток показаны таки эмоции, такой конфликт, такие оттенки желания и принуждения, что ого-го.
Словом, с этими оттенками зрителя, имхо, жестоко обманули, продав макфлурри в фантике из-под перчиков чили.
Остается жалеть только вот о чем: плохо, что эта книжка, по которой фильм, не была написана лет 18-20 назад. Когда мне было лет 14, в нашей дачной компании было очень популярно чтение такой литературы вслух. Наши мамы и бабушки тоже общались, а как иначе в деревнях, поэтому периодически обменивались своими любовными романами, и одни и те же книжки постоянно валялись на подоконниках наших домов то тут, то там. Сирин обычно хватала очередную жертву, листала ее до ключевой сцены, ради которой безвестная американская домохозяйка строчила свой опус магнум, и начинала сначала ржать как ненормальная, а потом зачитывать нам про все эти "грудь напряглась, соски отвердели" и "его мужское достоинство вынырнуло из курчавых волн". Еще мы читали всякие криминальные хроники про насильников, интимные подростковые вопросы и исповеди в тинейджерских журналах, эротические странички из газеты "Калейдоскоп" - и все это было в миллион раз смешнее Смехопанорамы. Думаю, в череде наших литературных секс-путешествий "50 оттенков" заняли бы особенное место, предоставив корм недели на две.
Словом, вот так вот. Пойду поем. Обещаю дальше нудить поменьше и принести в вашу ленту что-то по-настоящему годное.
не смотрела, но осуждаю
savelle
| среда, 18 февраля 2015