Прежде чем вернуть Джу раритетную книжку Холлиса "Жизнь как странствие", выпишу для себя полезные кусочки.
Думаю, моим коллегам тоже может быть полезно, поэтому и выписывать буду сразу в днявочку. Здесь много юнгианской лексики, из-за чего не причастным текст может показаться очень своеобразным.
"Комплекс - это мифологическая подсистема, которая формируется в результате наращивания индивидуальных переживаний вокруг некоторой идеи. У нас есть комплексы, потому что у нас есть история. Юнг отметил:
«Само по себе существование комплексов не означает наличие невроза... а то, что они являются болезненными, не является доказательством патологических нарушений. Страдания - это не болезнь; это нормальный противоположный полюс счастья. Комплекс становится патологическим только тогда, когда мы думаем, что его у нас нет».Каждому из таких исторически заряженных фрагментов присуща идея. Когда Юнг называл их чувственно-окрашенными откликами на жизнь, он имел в виду, что каждая идея является аффективно заряженной. И каждый такой аффект представляет собой воплощение идеи, условно сформированной психикой вокруг данного переживания. Научиться распознавать такие скрытые идеи - это основная задача, которую нужно решить в процессе осознания и психотерапии.
Однако вместе с тем комплекс представляет собой картину той ситуации, которую воплощает образ. Юнг говорит, что комплекс -
«это образ некого психологического состояния, которое является очень эмоционально заряженным и даже более того - несовместимым с обычной установкой сознания».Как образ переживания комплекс представляет собой преобразование, воплощение невидимого. Только когда невидимое получает выражение в виде образа, мы можем его выявить и отследить. Одной возможностью его воплощения является тело, часть которого цепенеет при активации комплекса. Или же комплекс может воплотиться в поведенческом паттерне, который оставляет нашей истории запутанный, изменчивый след, чем-то похожий на волны, оставляемые на воде животным, выходящим на берег".
..."...просто осознавать комплекс - еще не значит сделать его безвредным, ибо разрядка содержащегося в нем аффективного заряда продолжается еще долго после его выявления. Юнг пишет: «Комплексы смешиваются с волевыми намерениями и нарушают сознательное представление... они появляются и исчезают согласно своим собственным законам... короче говоря, комплексы ведут себя как независимые создания».
<...> Когда источником ценностей оказывается энергетически заряженное переживание нашей истории, - а когда бывает не так? - то потенциально мы остаемся во власти выбора, совершенного нами в прошлом. Этот выбор нам часто диктовали окружающие обстоятельства; а это значит, что связанные с ними ценности относятся к другому месту и времени, зачастую - к моменту менее осознанному и открывающему меньшее количество возможностей по сравнению с данным моментом, в котором есть большее число возможностей. Историческая подлинность тех ценностных систем проявляется в повторяющихся событиях в нашей жизни и зачастую приводит в замешательство человека, который должен ощущать себя свободным в выборе собственного странствия".
"Испить до конца комплексы - значит, как полагает Юнг, испытывать мучительные страдания. Если задаться вопросом, где мы больше всего "спотыкаемся" в своей жизни, то, несомненно, сразу выявляется грандиозная моральная программа. Почему же мы спотыкаемся? Мы спотыкаемся, потому что в глубине любой проблемы существует большое количество нитей, которые незаметно уводят нас обратно, в нашу индивидуальную историю. Чтобы снова начать движение вперед, нам нужно принять на себя аффективный заряд этой проблемы, выстрадать возвращение ценностной призмы, через которую мы смотрели на мир раньше - тогда, когда были слабыми.
<...>Почему мы предпочитаем разрушаться, а не измениться? Ответ заключается в том, что мы испытываем такой страх, который еле-еле интуитивно ощущается в масштабности задач, поставленных перед нами настоящим, а также отказываемся от старой системы ценностей (какими бы негативными они ни были), что мы скорее предпочтем пребывать в застое, в своей повторяющейся истории, испытывать прежний смертельный страх, а не новую экзистенциальную тревогу. Таким образом, предупреждение Юнга относительно проживания комплекса имеет единственный смысл. Если развитию человека мешает прежняя система ценностей, которая лишает его сил, то эту ценностную систему следует выстрадать, включить ее в свой сознательный выбор и ее прожить".
"Мы воплощаем свою Тень, по крайней мере, четырьмя разными способами:
1) когда она остается на уровне бессознательного и совершает за нас выбор;
2) когда мы проецируем ее на других и таким образом отказываемся от того, что чрезвычайно близко нашей сущности;
3) когда мы идентифицируемся с ней и ее проживаем, не имея возможности критически относиться ни к себе, ни к последствиям нашей деятельности;
4) когда мы допускаем, что нечто, вызывающее у нас дискомфорт, тем не менее относится к нам, тем самым возрастают наши возможности работы с Теневыми энергиями и их сознательной ассимиляции".
"Мы изучаем Тень разными способами. Мы общаемся с нашими возлюбленными и, затратив немало усилий, наконец начинаем понимать, что непропорционально сильные эмоциональные реакции в ответ на мелкие провокации всегда являются признаком воздействия комплекса и часто указывают на проблему Тени. Мы исследуем свои ошибки, паттерны, разногласия, чтобы увидеть, где могут присутствовать скрытые мотивы. Мы исследуем содержание и динамику неоправданных ожиданий, чтобы увидеть, какая часть нашей личности проецируется на другого человека. И зачастую мы узнаем, что наша Тень ожидает нас в наших сновидениях, когда у Эго не хватает энергии чувствования. Подавленные энергии и скрытые программы, нарушающие самоощущение Эго, проявляются в сновидениях и фантазиях, а затем, достигнув сознания, становятся проблемой, с которой сталкивается Эго. Хотя мы не создаем свои сны, может показаться, что мы в конечном итоге несем ответственность за их содержание".
Юнг пишет, что "невротическое страдание является ложным и не приносит той реальной пользы, которую приносит реальное страдание".
"Часто наша непрожитая жизнь оказывается на поверхности в ключевые моменты жизни, как например, в проекциях на Других противоположного пола - Анимы и Анимуса - в любовных отношениях, или в депрессии, которую трудно отследить, или же во внезапной энантиодромии, которая заставляет человека совершить внезапный, навязчивый переход к противоположной жизненной установке. Такое часто наблюдается в динамике межличностных отношений супружеских пар, когда ответственность возлагается на Другого; при этом часто остается без внимания то, что человек выбрал этого партнера именно в качестве носителя своей Тени. Сферы привлекательности часто становятся зонами конфликта и повторения, поэтому часто бываеточень трудно отличить, что находится у нас внутри, а что относится к Другому. В таком случае многие семейные ссоры - это по существу la folie a' deux ("безумие вдвоем"), невольное участие в танце Тени, где каждый играет хорошо знакомую роль, с известным партнером и с предсказуемым результатом".
7 вопросов для индивидуальных размышлений о Тени:
1) Что вы считаете своим добродетелями? В какой сфере жизни, по-вашему, они мешают осуществиться вашим намерениям и нарушают ваши планы? Можете ли вы себе представить их противоположности в своем бессознательном? В какой сфере внешней жизни проявляются эти противоположности?
(Если что-то доведено до крайности, однобокости или автоматизма, оно может превратиться в догму, а спустя какое-то время приобрести демонические черты ( благоразумие - трусость, бережливость - жадность, правота - ханжество). <...> Когда добродетель или благие намерения осуществляются с той или иной степенью автоматизма, можно с уверенностью сказать, что Тень этой добродетели или этих намерений присутствует в бессознательном.)
2) Каковы ключевые паттерны ваших отношений? Иначе говоря, где именно Тень проявляется в виде паттернов избегания или повторения, вызывающих предсказуемые негативные последствия?
(Единственный путь к собственному освобождению - узнать, что представляли собой отношения с другими людьми в моей индивидуальной истории, - какова была их динамика, их сценарий, кем был я, кем был Другой, и как я до сих пор остаюсь в плену сил, которые по своей природе принадлежат прошлому, а не настоящему.)
3) Что раздражает вас в партнере? На время забудьте о своих рационализациях; вы не случайно выбрали этого человека: он (или она) воплощает в себе те или иные аспекты вашей Тени.
(По иронии судьбы именно в этом заключается парадокс: те области отношений, которые являются привлекательными для нас, вместе с тем являются сферой наших конфликтов. Постепенно мы работаем над тем, чтобы постараться выявить, какие проблемы находятся внутри нас, а какие относятся к Другому и при этом вызывают у нас разочарование от неоправданных ожиданий. Таким образом, мы всегда разрываемся между стремлением к автономии и желанием близости, жаждой регрессии в объятиях и стремлением к свободе.
Иногда Другой несет нашу Тень в череде наших запрограммированных в прошлом повторений, а иногда он избирается для того, чтобы избежать ответственности. В той области, где человек скрывается за социальной ролью, или у него отсутствует связь со своими чувствами, или он использует Другого в оправдание собственного застоя в процессе индивидуации, - и проявляется воздействие Тени. Весь диапазон воздействий Тени, которых я хочу избежать у себя внутри, я перекладываю на тебя, мой спутник.
<...>Теневой аспект проблемы заключается в том, что мы зависим от Другого в том, что должны сделать для себя.)
4) Что именно внутри вас является камнем преткновения, что вы периодически хотите в себе изжить, что вызывает уныние? В чем вы избегаете вашей лучшей, больше всего склонной к риску самости?
5) В какой сфере у вас наблюдается застой, где остановилось развитие? Какие страхи мешают вашему личностному росту?
(Мы останавливаемся в своем развитии, так как наш видимый застой связан с комплексом. Приближаясь к области застоя, мы активизируем скрытые под поверхностью энергии, а они, в свою очередь, подпитывают энергию тревоги. Эта тревога обладает эмоциональной энергией, переполняющей Эго, исключая возможности альтернативного выбора. Мы не осознаем того, что эта внутренняя система управления просто узурпировала управление нашей жизнью, однако ее присутствие сразу вселяет в нас спокойствие.
Связь с комплексом, которая вызывает тревогу Эго, всегда имеет свои корни в прошлом, причем зачастую это прошлое лишено источника энергии. Таким образом, тревога не только подавляет энергии, присущие Эго, но и навязывает систему ценностей этого архаичного прошлого. Именно из-за такой энергетической цепи, налагающей на настоящее картину исторического прошлого, мы останавливаемся в своем развитии. А состояние застоя может лишь усилить регрессивную энергию нашей индивидуальной истории. Таким образом, выйти из этого состояния становится еще сложнее.
<...> Чтобы выйти из состояния застоя, человек должен уметь сдерживать тревогу, вызванную действием невидимой цепи под поверхностью сознания. <...> превращение общего парализующего страха в особые страхи приводит к возможности конфронтации с ними в настоящем. Например, риск потерять ваше одобрение может всегда вызывать у меня тревогу. Вместе с тем, если моя жизнь управляется этим исходящим из прошлого рассуждением, как это происходит у любого ребенка, значит я утратил все, что приобрел в настоящем, и, может быть, даже свою целостность.)
6) Какой областью вашей жизни до сих пор управляют Мама и Папа: через повторения, гиперкомпенсации или ожидание особого отношения к вам?
7) В какой сфере жизни вы отказываетесь от развития, ожидаете определенности или ясного результата перед тем, как совершить выбор? Надеетесь, что у вас появятся готовые решения, ожидаете избавления или ждете появления гуру, чтобы понять, какой смысл все это имеет для вас?
(В страхе нет ничего плохого, самое плохое заключается в том, чтобы кому-то или чему-то другому передать управление своим странствием.
<...> Если вспомнить о том, что Тень воплощает то, чем я не хочу быть, то предательство самости заключается именно в неспособности признать, что я являюсь именно тем, чем я не хочу быть.