А вот всякие летние книжки. Три из них мне очень понравились, две показались неплохими, три - "с пивом потянет", и две вообще можно было не писать.
Самая прекрасная - это третья книга в цикле историй о Волшебной стране Кэтрин Валенте, "Девочка, которая воспарила над Волшебной страной и раздвоила Луну". Вообще, третья часть мне понравилась чуть меньше первых двух, и, возможно, это потому что концовка оказалась для меня самым очевидным вариантом из всех возможных. Но все же я так люблю девочку Сентябрь, мрачную и будто бы слегка аутичную атмосферу этих книг, а еще прекрасное в своей педантичности следование установленным ритуалам в композиции сюжета, что кажется, разочаровать меня госпоже Валенте будет очень непросто.
В третьей книге главная героиня становится старше, и мотивы взросления, роли времени и опыта начинают звучать отчетливее, у героев проявляются новые чувства и желания, они учатся справляться с ними и привыкать к изменениям в себе. Это все описывается так чутко, честно, без страха и припудривания, через яркие метафоры.
Ну и я, если признаваться, особенно ценю авторов, которых открыла для себя самостоятельно, без чьей-то подачи вроде рецензии в журнале/интернете или дружеской рекомендации - просто в магазине взяла полистать новую книжку и поняла, что это типичное моё. Вот с Анджелой Картер у меня так было, с Лоренсом Дарреллом, а теперь - с Кэтрин Валенте.
Дальше - "Беги, Четверг, беги, или Жесткий переплет" Джаспер Ффорде. В русском переводе романы Ффорде почему-то награждают длинными бессмысленными названиями (да чего уж там, автору даже в фамилию щедро лишних букв отсыпали), хотя в оригинале у него все емко и лаконично. Возможно, это такой хитрый издательский ход с целью заинтриговать читателя и заставить хотя бы заинтересоваться этими книгами. Но по факту Ффорде не особо популярен в России, его книги сейчас откопать сложно и никому они не нужны. В свете этого я думала, что не буду пока читать вторую книгу серии, раз продолжения у меня все равно нет, этот томик стоял у меня прям несколько лет, но в итоге я импульсивно его достала - а дальше все как в тумане, включая уж совсем "динамическую" (в психологическом значении этого термина) штуку: как только я дочитала "Беги, Четверг...", СК любезно отсыпала мне продолжения, добросив "Шалтая" в качестве вишенки на торте.
Фабулу, наверное, знают все: действие истории происходит в некоторой альтернативной реальности, где ученые возродили дронтов и мамонтов, вместо самолетов для путешествий используют подземное метро, полиция шныряет во времени туда-сюда, а Крымская война подрастянулась на 100 лет, но что самое для нас замечательное и заманчивое - там возможными становятся путешествия в книги. И главную героиню по имени Четверг как раз ждут там всяческие приключения в обыденной и книжной реальностях. К моменту чтения второй книги я успела напрочь забыть, что ж там творилось в первой, так что пришлось восстанавливать события в памяти по ходу дела, но там, в принципе, и так все плюс-минус понятно. А особенная маленькая радость для каждого уважающего себя библиодрочера - это, конечно, существование отдельного кармашка Вселенной, в котором все литературные произведение, когда-либо создававшиеся, существуют в виде исполинской библиотеки-общежития, все жители которой могут путешествовать по текстам, а для контроля за всем этим существует своя собственная книжная полиция (с преферансом и профурсетками, само собой).
Поехали дальше. "Музей моих тайн" Кейт Аткинсон в данной подборке - это неожиданное приятное открытие. Это емкая и трогательная семейная сага, написанная с множеством сюжетных ответвлений, но структура ее настолько строга, что не дает запутаться в персонажах и их родстве. Конечно, большой временной отрезок, описываемый в книге, требует хорошего знания исторического контекста, а автор очень часто плавает, говорит обтекаемо, обобщенно, тон повествования становится кукольным каким-то - и в этом есть свой минус. Но если постараться абстрагироваться и представить, что читаешь больше сказку, чем реалистичный роман, то удается получиться удовольствие, тебя вроде и не бьют по щам суровой реальностью, развлекают, чувство юмора у Аткинсон просто отменное.
Раньше я ничего особо не знала об этом авторе, разве только, что она пишет детективы, а ее "Человеческий крокет" получает от читателей полярные оценки. От "Музея" ждала скорее "дамского романа" среднего уровня, и он, да, очень женский, но при этом не примитивный, насколько бы ни маскировался под незамысловатый рассказ.
Теперь то, что понравилось меньше. "Мечтатель" задумывался Макьюэном как детская книжка. Но детской она вообще ни разу не получилась, ее можно назвать разве что аккуратной, но не очень старательной стилизацией. Скорее это набор зарисовок из жизни мальчика, который настолько живо фантазирует, что не очень у него получается отделить правду от вымысла в его-то возрасте. Общего сквозного сюжета нет, никакой единой идеи тоже, Макьюэн просто пробует писать от имени ребенка, получается у него неплохо, но при этом нельзя сказать, что книга запоминается.
"Я захватываю замок" Доди Смит, как я поняла, по-своему культовая вещь, она вроде и не гремит, но иногда упоминается в других романах самых разных авторов. Вот и Барнс в романе из этой подборки про нее написал, что было забавно, ведь я несколько дней как успела ее прочитать.
Это такая абсолютно девчоночья история про эксцентричную, неприспособленную к жизни, творческую семью, глава которой когда-то написал ставшую известной книгу, а потом впал в кризис и больше не смог ничем разродиться. Однако же на волне успеха и веры в себя он умудрился арендовать замок-развалину и переселить туда своих детей и новую жену. И вот к тому моменту, когда автор нас с ними знакомит, они с каким-то дебильным энтузиазмом (кроме папаши, который в кризисе и печали) влачат нищенское существование, выезжая на изобретательности второй жены отца и упорстве слуги, превратившегося уже в члена семьи. Мачеха - бывшая натурщица, очень красивая и умная женщина, которая когда-то бросила светскую жизнь из безумной любви к харизматичному писателю, которому она предана уже много не очень простых лет, при этом она участливо опекает детей своего мужа, ведет вот это вот средневековое хозяйство, терпеливо ждет, когда на писателя снова снизойдет вдохновение. Короче, ведьма какая-то. Старшая дочь - такая барышня-барышня, ждет принца на белом коне, балов, магазинов. А младшая дочь хоть и девочка, но особо на своей женственности не зацикливается, она хочет стать писателем, обладает гипертрофированной ТДО, костры на языческие праздники любит пожечь - короче, еще одна ведьма. Там еще сын есть, но он для сюжета не особо важен, и слуга, который безответно влюблен в младшую дочь. Вот живут они, и перспектив у них нет, но тут вдруг возникают из-за горизонта два братана-наследничка всех окружающих семью земельных угодий, и, как говорится, тут все заверте. Старшая сестра решает всенепременно выйти замуж за кого-то из них, младшая тоже решает, но молчит и мужественно терпит, потому как считает, что сестре нужнее, и вокруг этого складывается весь сюжет. Довольно банальная история, симпатичная своей наивностью и какой-то добротой что ли, тут персонажи действительно любят друг друга, заботятся, временами это выглядит приторно, но в целом им веришь. Ну и концовка у романа хорошая, без сахара, куда более жизненная, чем можно было бы ожидать - за это плюсик.
Теперь про неудачные книги.
Карин Фоссум "Не оглядывайся!". В аннотации ловко так описано, что поиски пропавшей маленькой девочки оборачиваются находкой в виде тела девочки-подростка, и вот полиция берется за дело. Кажется, что тут должен возникнуть какой-то маньяк в духе Криминал Майндс, но тут его нет, а есть реалии небольшого скандинавского городка, большие постыдные тайны, все такое. Неплохая книжка на один раз, но можно найти стопицот более годных вариантов, чтобы занять время.
Тонино Бенаквиста "Сага". Невыразительная книжка со специфическим юмором, по неведомой причине перенесшая огромное количество переизданий на русском. Сюжет известен многим: четыре неудачника, так или иначе имеющие отношение к написанию остросюжетных текстов, устраиваются на телевидение сценаристами сериала. Им дают карт-бланш и разрешают писать все, что вздумается, потому что единственная цель создания этого шоу - выполнить квоту по наполнению эфира отечественной продукцией, и транслировать все это будут ранним утром, когда все равно никто не смотрит телевизор. Ну, четверка и начинает фонтанировать идеями, воображая персонажей и ситуации настолько убогие, гротескные и безумные, что от этого даже как-то неловко. Для современного сериаломана все выглядит дебильнее некуда, но если принять в учет, что все происходит лет 20 назад, и вспомнить уровень тогдашних телешоу, сделав поправку на французов, то вроде и не так все сюрно. Постепенно действо начинает набирать обороты, шоу обретает все больше поклонников, и сценаристы попадают ровненько в жернова телекухни, теряя контроль над своим шоу и стремясь доказать и показать им всем. Это жесткая сатира, шарж, пародия и на телевидение, и на общество, и на "творцов", и на проблему ответственности за последствия своих действий. Специфичная штука, должна понравиться только некоторым, тем более странно выглядит ее успех.
Джулиан Барнс "Предчувствие конца". С Барнсом у меня катастрофически не складывается: раньше я читала у него "Метроленд", мне не понравилось, но я решила дать ему второй шанс, и "Предчувствие конца" оказалось все тем же "Метролендом", только с детективной составляющей для пущего привлечения внимания. Вроде и сюжет такой, что можно разгуляться, но Барнс почему-то пишет так, что раздражает невыносимо. Его главный герой мерзок и глуп, остальные показаны схематично глазами главного героя, который, по ходу, не способен видеть людей во всей полноте их характеров. И вот эта барнсовская уродская стариковская манера канючить о том, что он тоже был молод, поэтому понимает молодежь, но современной молодежи хорошо, а в его-то время с сексом было непросто - и дальше несколько абзацев на тему того, в чем именно заключалась сложность. Вот ровно то же впечатление складывается, как и от эпизодов, когда к твоей шумной веселой компании подсаживался какой-то престарелый алконавт и начинал брататься и доказывать, какой он свой в доску. Это было и в "Метроленде", но тогда я списала на специфику тематики, так и во втором прочитанном мной романе пошло то же самое. Я, конечно, дам Барнсу третий шанс с "Англией, Англией", но уже заранее ни на что не рассчитываю. Его же хвалят, в том числе умные люди, у него Букер, все дела, со мной-то что не так?
Остались совсем провалы. "Альдабра" Сильваны Гандольфи и "Козулька" Дарьи Антиповой. Даже сказать особо нечего, просто незамысловатые истории, ни на что не претендующие в литературном плане. В первой символически переосмысливается психическое заболевание и реакция на него родственников, во второй рассказывается о школьных буднях обычной девочки и ее первой любви, как водится, немного трагишной. Всё.
Третья часть про книжки, надеюсь, напишется до Нового года.