1.
Опытный бассейн бывшего ЦНИИ им. Крылова
Снесен в 2006 году на острове Новая Голландия для постройки многофункционального комплекса. Тогда же уничтожена лаборатория, где работал Менделеев.
2.
Дом 37 на 8-й линии В.О.
Здесь у барона Вревского за девять дней до дуэли обедал Пушкин. В 2006 здание снесено. На этом месте будет жилой дом.
3.
Флигель комплекса Французского благотворительного общества
Стоял на 13-й линии, 52 В.О. Разрушен вместе с садом и оградами в 2006. Здесь будет жилой дом.
4.
Казармы Преображенского полка
Снесли в 2005. Вместо них – жилищный комплекс «Парадный квартал».
5.
Здание ДК Первой Пятилетки
Вторая сцена Мариинского театра займет площадь двух разрушенных в 2005 году зданий – ДК и бывшего Литовского рынка.
(Time Out, №10 (118) )
Что-то заставляет меня скорбеть по разрушенным зданиям, как по умершим людям.
Обрывки истории утеряны и уже не принадлежат никому.
Мы выходили из домов с ощущением того, что больше в них не вернемся, а только в приступах колющей ностальгии будем проходить мимо и смотреть в окна с другой стороны улицы, но мы не догадывались, что даже этого нам не будет дано. Вместе с прошлым, вместе со старой любовью и ветхой памятью рушатся здания – случайные свидетели, и кирпичи опадают, как листья с деревьев…
Мой город меняет лицо. Заключает сделки с дьяволами в дорогих костюмах за бесценок впаривая им свою душу. И у меня уже нет сил писать о нем с большой буквы.
В полном одиночестве выйти на его улицы воскресным утром, когда он еще спит, засунув голову под крыло – это не подвиг, а, скорее, пятнадцать шагов по направлению к себе.
Солнце светит еще холодно, но ярко, улицы в районе Нарвской извиваются, как змеи, и ты идешь по ним, и у тебя с ними ничего не связано, и это самое лучшее, что можно придумать. Во влажном густом воздухе теней, в греющем бедро солнце, в зернистом асфальте под ногами, в неправильной геометрии чужих дворов, в многолетней пыли парадных лестниц очень просто представлять себя чистым листом, вырванным из тетради.
Я здесь – всего лишь лист из чужой тетради – сложите из меня самолетик или напишите стихи, а на что я еще гожусь?...
…Там немцы снимали фильм о войне, потому что во всей Европе не нашлось места более похожего на Германию весны 1945-го. Улицы, которые расселяют, улицы, дома на которых сносят, оставляя только горы изуродованных камней.
Улицы Шкапина и Розенштейна хватаются за руки через эти бреши, как Ромео и Джульетта перед смертью.
А на стене, обнажающей внутренности бывших квартир до сих пор можно различить нарисованных на кафеле лебедей и посуду во встроенном шкафчике…
взглянуть на влюбленных