Мальчик С., тот самый, что собирался ехать на роликах в поликлинику, пришел с новой проблемой: на этот раз его уронили с лестницы вниз головой. Лестницы-то у нас неслабые, как-никак центр города – это вам не десять ступенек спального района, и выжить после падения с них не каждый девятилетний мальчик ухитрится.
С. тщательно осмотрели и вручили ему пакет со льдом, который мальчик тут же приложил к голове. Только вот не к той стороне головы. Суровые
Впрочем, следующий клиент, сразу после С. зашедший к нам на огонек, заявил, что у него приступ «врожденного бронхита», и мы просто обязаны отпустить его из школы на все четыре стороны.
Впрочем, пальму первенства уверенно оккупировала Ксюша Г., что характерно – блондинка.
Сестер Г. У нас двое: младшая Лена, с которой мы весь первый класс методично разбирались, где у листочка право, лево, верх и низ и раскрашивали картинки с заданиями для дошкольников, ибо ни на что другое способна Лена не была, а это с трудом, но давалось; старшая – Ксюша, она второгодница-шестиклассница и умеет читать, больше о Ксюше сказать нечего. В принципе, им необязательно иметь такую длинную фамилию: буква, до которой ее сократила я, как нельзя лучше отражает содержание голов обеих сестер…
А однажды… однажды Ксюша попросила помочь ей решить задачу.
Задача была следующего вида: даны отрезки АВ 8 дм и CD 2 см, сколько отрезков CD в отрезке АВ?
Я решила не усложнять решение этой типовой задачи лично для себя, тем более, что до окончания рабочего дня оставалось всего-то полчаса, а домой попасть хотелось не затемно – и самостоятельно произвела пересчет дециметров в сантиметры. Постфактум я решила провести небольшой пилотажный опрос на тему «единицы измерения», и убедилась в правильности своего решения.
Но дальше я решила не халявить, а поработать на благо общества и научить Ксюшу делить 80 на 2. Для начала я нарисовала на доске один длинный отрезок и обозвала его соответствующими буквами, а затем рядом изобразила маленький, практически в соответствующем масштабе для пущей наглядности, и тоже обозвала. И говорю, мол, ну как, Ксюш, будем решать поставленную задачу. Ксюша сделала глаза и сказала, что даже не подозревает. Мы еще раз сверились с условиями задачи, и я предложила Ксюше попытаться представить, сколько отрезков по два сантиметра поместится в восьмидесятисантиметровом.
Самой большой, и, пожалуй, единственной моей педагогической удачей на тот день было то, что я смогла добиться у Ксюши ответа, какой отрезок длиннее, а какой короче, и, полагаю, ей в этом помогли мои рисунки. Поэтому еще раз говорю молодым педагогам: не ленитесь рисовать на доске!
Дальше сложнее: мы стали выяснять количество маленьких отрезков в большом нерацоинальным методом сложения:
- Два плюс два плюс два?
- …Шесть.
- Это еще не 80?
- Не 80.
- А еще плюс два?
- …Восемь.
- Ты сложила уже четыре двойки, это еще не 80?
- Не 80…
Подобным образом мы посчитали приблизительно до 12, и пришли к выводу, что так считают только дуры, а мы не дуры, и мы пойдем другим путем. Мы взяли на себя слишком много и, пойдя путем деления, забуксовали. Ксюша пряталась за учебником, я нервничала, и в итоге решила применить последнее средство.
А надо сказать, что педагог я невероятно креативный: когда у учеников возникают проблемы с пониманием, я начинаю рисовать, рвать листочки и изображать из них вычитаемое и уменьшаемое, привлекать к решению задач людей и предметы в качестве подсобных материалов и прибегать к помощи метафор. Самая действенная метафора – деньги и конфеты. Деньги и конфеты обычно понимают все дети.
Я попросила Ксюшу напрячься и постараться посчитать, сколько шоколадок ценой по два рубля она могла бы купить на 80 рублей. Ксюша поняла мои указания слишком буквально и заметно напряглась.
Через пару минут я поняла, что задачу одновременно с двумя исходными – деньгами и конфетами сразу – давать неподготовленному клиенту пока рано, и я упростила все до денег как наиболее эмоционально заряженного стимула. Я спросила, как бы мы поделили между собой 80 рублей, чтобы у нас было поровну…
Почему-то и этот метод тоже не сработал.
Рабочий день уже закончился, я заметно нервничала и не придумала ничего лучше, чем нарисовать на доске восемь купюр по десять рублей и попросить Ксюшу поделить их пополам.
И тут, собственно, я подхожу к моменту, ради которого весь пост и писался. Ксюша взяла мел и провела жирную полосу через все купюры. Сначала я не поняла, но позднее догадалась: она таким образом поделила их пополам, каждую купюру на две части…
В связи с чем еще одна рекомендация молодым педагогам: будьте точнее в терминологии и вовремя отправляйте на ПМПК учеников, к которым любая терминология неприменима.
P.S. Задачу мы так и не решили…