Случилось страшное: меня отправили с выпускниками-энтузиастами на ЕГЭ. Сложность этой задачи стремится к нулю, а оттуда – в пособие по воспитанию имбецилов, ибо заключается в том, что мне нужно забрать означенных накануне подростков из фойе школы, дойти с ними до другой школы, которую они знают, потому что живут в этом районе, а я – нет, потому что живу у черта на куличках (а если верить истории города, то значительно дальше), а потом мужественно сидеть в холодном толстостенном старом здании, растирать немеющие руки и четыре часа ждать умников, которые все никак не могут разродиться решением части С. Все. Т.Р. сказала мне, что мою должность можно охарактеризовать как «поводырь» и даже предложила исправить табличку на двери. Энтузиазма мне это не прибавило. Словом, в прошлую пятницу я выжила, осталось повторить и закрепить полученный опыт в этот четверг.
несколько абзацев брюзжания, можно не читатьА написать я хотела о следующем: что такое высшее образование и как оно прикладывается к человеку?
Вот моя сокурсница Марина, которая уже несколько лет продает людей и зарабатывает на этом вполне приличные деньги, делая попутно миллионные прибыли фирме, очень не любит спбгушных психологов. «Они считают, что раз они с психфака СПбГУ, то они могут работать топ-менеджерами без какой-либо подготовки», - говорит она, а потом рассказывает, что по тщеславию и слабости представлений о содержании работы по предлагаемым вакансиям вышеуказанная аудитория держит пальму первенства уверенно. Прямо-таки вцепившись в нее своими гладкими когтями государственного образца.
Но предполагаю, что промыванием мозга на предмет «наш вуз дает лучшую подготовку» грешат все, вот только есть какая-то червоточина, что-то такое, что отталкивает меня от лучшего психфака города.
К нам приходили некоторые преподаватели оттуда. Забавно было послушать рассуждения Гришиной о проблемах современной психологии и о том, как она тайком посидела на кушетке Ролло Мэя, но не скажу, что я почерпнула из ее курса какие-то особые знания или откровения. Другая, менее именитая тетка, вообще путала психокоррекцию с психотерапией, а на практических занятиях, когда просила нас привести примеры из жизни с целью их разобрать, ограничивалась комментариями следующего рода: «С этой девушкой Вы ничего сделать не сможете. Это пропащий случай».
Я уж молчу о гениальных высказываниях на семинаре по песочной терапии, куда мы имели счастье заглянуть, это вам Июлька в красках рассказать может.
И возможно, я всего лишь подхожу ко всему со своей линейкой, которую мне выдали врачи и клинические психологи, линейку, заточенную под определенные единицы измерения, но во мне сейчас нет веры в какие-то факультеты и организации, только в определенных специалистов. Чрезмерный же патриотизм в отношении своей альма матер мне чужд.
Я сидела в библиотеке чужой школы, среди читающих Комсомолку и Донцову учителей, и мне было очень холодно и скучно. Кафка – я привыкла к нему, но при температуре окружающей среды, достаточной для промерзания сквозь куртку и свитер, мой мозг не очень-то хорошо функционирует. Я закрыла книжку, положила на нее руки, на руки – голову, и такой вот башней часок поспала. Потом я читала снова, пила кофе в темной столовой…
А среди толпы учителей была девушка: знаете ли, такая современная горожанка в балетках и модном черном плащике. С той самой похожей на каре стрижкой, названия которой я не знаю, какую любят носить девушки с каплей кавказской крови, и с характерным для этих девушек легкой горбинкой на носу. Она лениво поглядывала в Ньюсвик, читала исаевские «Психосоматические расстройства у детей», и я как-то сразу признала в ней студентку-гордячку. Знаете, есть такие: от горшка два вершка, но специалисты-ы-ы…
Я злая.
Так случилось, что мы одновременно подошли к аудиториям спросить, закончили ли писать ЕГЭ наши подопечные, и завязался какой-то обычный разговор. И она говорит, мол, что радуется – выпал редкий день, когда можно побездельничать. А я говорю – я, например, не рада, у меня рабочий день в пятницу всего четыре часа, а не пять. Она: а я работаю до пяти. Я: где, в школе? а сколько дней в неделю? (у меня рабочий график – вопрос больной, и я у всех спрашиваю, кто как решает его) Она: по пятидневке. Я говорю: нелогично и трудоголично, закон-то определяет 18 присутственных часов.
И тогда она так лениво и снисходительно улыбается уголком рта и говорит: это в государственных учреждениях, а я работаю в частной школе, с девяти до пяти, у меня четыре класса, в одном (загибает пальца на руках) 6 человек, в другом – 10, в третьем – 13… мне работы хватает, я даже не успеваю.
Я, кажется, чего-то не понимаю. Я могу предположить, что тепленькому после студенчества желторотику-псхологу хочется успеть все. Но делает ВСЕ только дурак, нужно делать не всю, а необходимую работу. Зачем проводить тренинги сплоченности в дружном классе? Зачем делать «Четвертого лишнего» с успешными детьми, уже показавшими высокий уровень интеллекта?
Мне кажется, что с четырьмя классами, средняя численность детей в которых меньше десяти человек, за сорокачасовую рабочую неделю можно провести краткосрочную терапию (это, конечно же, не формат школы) практически с каждым ребенком. Однако есть такое большое НО: а сколько это все стоит в реальности? Я понимаю, что детской восторженности и желания помогать людям во что бы то ни стало у меня поубавилось, я осознала цену своих услуг и теперь считаю, что делать огромную работу «забесплатно» глупо. Делать надо ровно то, за что тебе платят и что прописано в обязанностях, а дальше встает уже вопрос, насколько ты ценишь себя как специалиста. А мы-то все родом из СССР и понять нам сложно, как это можно брать деньги за то, от чего ты получаешь удовольствие и что тебя развивает…
Для себя я вывела формулу, вобщем-то известную, но проверенную мною на опыте своей шкуры: необходимое и достаточное. Главное определиться с тем, какая минимальная работа должна быть проведена и какая будет оптимальной для решения поставленных задач.
Подумала сейчас: ну чего я разошлась-то? Да просто несет меня иногда. Особенно когда завтра опять предстоят несколько часов увлекательнейшего сидения под дверью экзаменационного кабинета.