"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)
Кто читал "Похороните меня за плинтусом"? Расскажите о ваших впечатлениях.
Я все не могу понять, откуда у этой книги столько поклонников. Это же дрянь, хрестоматийная советская чернуха. Да, я считаю, что "советская чернуха" - это такой отдельный жанр в литературе (равно как "постсоветская чернуха" в отечественном кинематографе образца конца 80-х и 90-х годов), такая вот тошнотворная социальщина с конской долей безысходности. Зачем Санаев это писал? Не, ладно, зачем писал, это я понимаю. Но зачем он это решил продемонстрировать?
Я, кстати, смотрела пару интервью с ним: ощущение, что это прилюдное потрясание грязным бельем его заводит похлеще кокаина.
Иногда мне кажется, что поклонники этой книги либо психологические вуайеристы, либо просто не знакомы с действительно хорошей литературой о семейных проблемах.
Я все не могу понять, откуда у этой книги столько поклонников. Это же дрянь, хрестоматийная советская чернуха. Да, я считаю, что "советская чернуха" - это такой отдельный жанр в литературе (равно как "постсоветская чернуха" в отечественном кинематографе образца конца 80-х и 90-х годов), такая вот тошнотворная социальщина с конской долей безысходности. Зачем Санаев это писал? Не, ладно, зачем писал, это я понимаю. Но зачем он это решил продемонстрировать?
Я, кстати, смотрела пару интервью с ним: ощущение, что это прилюдное потрясание грязным бельем его заводит похлеще кокаина.
Иногда мне кажется, что поклонники этой книги либо психологические вуайеристы, либо просто не знакомы с действительно хорошей литературой о семейных проблемах.
Чужая чернуха не цепляет.
Хотя про выделение жанра вот этой советскости - да. За этот год нечаянно прочла несколько таких книжек, фу.
Действительно, впечатление - фу.
Дело в чернухе, так сказать, психологической. В том, как автор видит ситуацию, участников событий, возможность выхода и изменений. "Советская чернуха" - это именно тот жанр, который культивирует пессимистический взгляд на мир и спекулирует на жалости читателя.
Скандинавы, про которых я писала, как раз ориентированы на поиск того светлого, что есть в героях, на их ресурсах, а санаевы вытаскивают на свет исключительно жалкое и беспомощное. Вот в этом заключается чернуха.
Lyuciena, так "узнать себя" или "чужая чернуха не цепляет"?
khoney, mamdarinka, Саарья, да, у нас сходные впечатления от книги.
Товарищ Бесплатно, Холька, когда я решила почитать эту книгу, я не видела внятных отрицательных отзывов. Положительные видела разные, были в их числе и вызывающие доверие, а в итоге...
.решка., а зачем всем показал? Написал бы - и положил в стол. Или без огласки было совсем никак?
Sei Souma, написано-то плохо. Это особенно хорошо заметно на контрасте с действительно хорошей литературой, в которой и язык на уровне, и конфликты проработаны автором, и персонажи многослойны.
"Похороните меня за плинтусом" написан плохо. То, что берет за душу - так это и есть спекулирование на эмоциях читателя, о котором я чуть выше писала. Это уровень уличных попрошаек, а не писателя. Писатель ставит перед собой цели, выбирает в первую очередь идею, которую хочет раскрыть перед читателем, отталкиваясь от нее, прорабатывает тему, выбирает персонажей, расписывает основные конфликты произведения и их решение.
Как кто-то написал на лайвлибе, Санаев предлагает поглумиться над бабкой ее же методами. Это, думается мне, может быть реакцией простого обиженного человека, который хочет поделиться пережитым, и истерические тенденции которого диктуют ему придать роману максимальную огласку. Но это не действия писателя, писатель дает ответы на вопросы. А Санаев даже вопросов не ставит, он просто жалуется.
Но это не действия писателя
говорят, первая книга писателя всегда о себе - он выплескивает наболевшее, а потом уже либо пишет дальше, либо нет.
Понятно, что тут нет ответов - он писал с точки зрения и ощущений мальчика
А чужая чернуха не цепляет - это я пишу, потому что кого-то не впечатлило (значит, совсем мимо). Меня другие ужасы не впечатляют на таком животном уровне, как эта книга хотя масштаб, конечно, у меня был не такой
Вот, кстати, вспомнилось еще - фильм "Любовь и голуби", когда героиня истерит перед дочерьми: "Мамка плохая, да?!" Картинно отталкивает младшую, оскорбляет старшую, что та начинает собирать вещи... У меня всегда горят щеки на этом моменте, я вижу (ощущаю) себя младшей. Я всегда велась на такие манипуляции, одновременно пытаясь быть буфером между сторонами.
Причем все это - исключительно мое эмоциональное восприятие детства. Все взрослые считают, что "глупости, у тебя было все, что нужно, у тебя было счастливое детство и ты дура, раз до сих пор этого не поняла". То есть, внешне - все было прекрасно и даже очень, но почему-то я воспринимала это как ад.
Почитай "Шпионов" Фрейна, в одном произведении всё: и драма семьи на фоне истории, и предательство, и взросление, и все описано глазами ребенка, но при этом голос автора явственно слышен. Он - в акцентах, в событиях, в том, что заслужил в итоге каждый из героев.
Любая книга в той или иной степени пишется о себе. Но книга, единственная цель которой - отреагирование, это не совсем литература.
Я не люблю "Любовь и голуби", он тоже чернушный, особенно сцена, про которую ты сейчас вспомнила. А мама у меня любит, потому что она в детстве жила в деревне, и говорит, что у них вот так все и было. Но для меня это какая-то чуждая мораль, чуждое мировосприятие, и очень пугающее.
Мы когда подростками ходили на дискотеки в соседнюю от нашей дачи деревню, я видела там что-то похожее. Мы-то все были городские, на дачу летом приезжали, и вообще у нас сейчас мало старожилов там, а в той деревне почти все население постоянное, и там вот эти немного звериные нравы. Мне было тяжело, я половину походов на танцы закосила.
.решка., ну, я думаю, не все написанные романы являются потрясанием грязного белья. Наверное, в жизни Санаева было и что-то хорошее, то, что давало ресурсы, но написал он роман о грязи.
Дело критиков - возвышать произведение или низводить. В конце концов, народное признание показывает, насколько повесть интересна.
Тебя напрягает популярность книги? Это просто отражает действительность. Возможно, это не литература в полной степени, полуавтобиографичные повести или мемуары тоже пользуются популярностью, и к ним другие критерии.
Шпионов почитаю, мерси за рекомендацию.
Кому-то чернуха понятна, как часть собственной жизни, кому-то она интересна, как другая сторона жизни.
Почему-то в широких кругах считается, что творчество это "что хочу, то и ворочу", но это не так. Занимаясь фотографией, окончив художественную школу и изучив литературу так, как изучали в нашей школе, могу сказать, что в каждом из этих видов искусства есть собственные законы.
Общественное признание - опять-таки, странный критерий. Донцова вот тоже признанный автор вроде. Хотя то, что она пишет - это вообще не литература. Если что, я сама прочитала 20 страниц, чтобы понимать уровень.
«обожаю», когда домашнее насилие и прочее самодурство называют «всё равно любовью».
Так же как есть Культура в традиционном понимании, и есть культура готов, культура панков, культура хиппи - тоже не сравнимая с общепризнанной классикой.
Вопрос терминологии, всего лишь.
Так я не поняла, задевает-то что? Что не литература? Это проблема критиков. Люди будут читать, также, как будут слушать Стаса Михайлова или шансон, пусть для других это и не музыка вовсе.
В общем, моё собственное детство мне тоже кажется такой же лавиной ужасов, страхов, болезней... хотя меня, вроде, никто не тиранил, но детство - самая страшная пора в жизни - ощущение полной беспомощности и чёрной меланхолии (правда, теперь я холерик, и это меня царапает - я терпеть не могу Малышку Мю! - но и утешает - иначе я бы не смогла выжить в этих погодных условиях... тут неделю уже минус тридцать пять, и так много смерти кругом - и на работе, и у друзей... и не в погоде, разумеется, дело).
Есть такой принцип: все в жизни воспринимать как побуждение к личностному росту и т.п., но это не более чем психологическая защита, метафорически выражающаяся в пословице про лимонад, который нужно делать из посланного судьбой лимона. Но жизнь бывает несправедлива и порой посылает то, что способно только искалечить, а не закалить.
Наверное, порой хочется полелеять старые раны, но я считаю, что это ловушка.
Маджента, о, Машу Трауб тогда почитай. Я, правда, только "Ласточ...ка" у нее осилила, но там советской чернухи предостаточно со всеми этими злыми матерями, мужиками-алкоголиками, подругами-шлюхами и т.п. Не так грубо, как у Санаева, но со своим смаком каким-то. И еще - в лучших традициях написания романа в перестроечные времена.
А еще вспомнила Лию Симонову. У нее про подростков рубежа 80-90-х, и тоже достаточно жестко, особенно "Лабиринт". Но я ее лет в 14 читала, тогда очень впечатлилась. Сейчас, может, и не так бы восприняла. Кроме "Лабиринта" еще есть книжка "Круг".
Из колумнистов-графоманов я почитала Пищикову, тётеньку из "Большого города", там было нехудожественно и злободневно, но с долей снобизма, как сейчас принято.
Ещё почитала Соломатину, думала, то же самое. А эта дама всегда между строк или в строку пишет только про себя) Так что я в поиске псевдолитературки для пожевать про пьяных мужей, усталых тёть и так далее)
Трауб, по крайней мере, то, что я читала - это больше роман с претензией на коротенькую семейную сагу. Если сравнивать с кино, то вышеупомянутый фильм "Любовь и голуби" в одном ряду с этой книжкой будет.
Я еще читала у нее книжку "Придуманная женщина", у меня даже рецензия на лайвлиб есть: Еще один роман-мемуары очередной "дамы из интернета". На этот раз о том, что вокруг все подонки, трусы, ханжи и идиоты, а посередине я, вся в белом и "прекрасно умею делать минет". Заметь, с цитатой из автора.
Но у нее хотя бы есть сравнительно годная повесть "Прощание с Серафимой" и несколько смешных рассказов. Тыкай в "Рассказы" на прозе.ру