Со вторым отчетом я припозднилась, а поскольку он ведется из полевых условий - непосредственно с холодной дачной веранды-комариного обиталища (но, увы, это единственное место в доме, где ловится интернет), думаю, мысли я постараюсь выражать предельно кратко, ага.
Как видно из обложек, уровень мною читаемого в этот раз - от романов для дебилов до романов для извращенцев.
Про
"Если однажды зимней ночью путник..." Итало Кальвино почти все наслышаны. Это знаменитый удачный постмодернистский эксперимент по совмещению литературоведческого исследования и беллетристики: что есть книги, как и зачем они пишутся и читаются, какие отношения завязываются между читателем и романом и т.п. вопросы. Выглядит это так: главный герой покупает книгу, читает первую главу и обнаруживает брак издательства, идет в магазин, чтобы обменять книгу, и там ему впаривают другую, в которой тоже доступной к прочтению по своей причине оказывается только первая глава. И на протяжении всей истории чередуются главы о герое и его поисках продолжения все большего количества историй (не без романтической линии, кстати), а также первых глав этих самых историй.
К моему сожалению и удивлению, мы с Кальвино оказались на разных волнах что ли. Мне так и не удалось проникнуться атмосферой и теориями "Путника". Вроде и ладно написано, и на близкую тему, а все равно книга оставалась для меня чужой. Спустя столько времени после прочтения я даже не знаю, что можно толкового про нее сказать.
читать дальше"Эммаус" Алессандро Барикко - это роман о подростках с христианством головного мозга, примерно так сейчас модно выражаться. Жили-были четыре мальчика, ходили в церковь, находились в духовном поиске и вели очень положительный образ жизни, пока в их жизнь не ворвалась очень непростая девочка - и тогда все пошло под откос. Очень бы годный фильм получился, кстати.
Для меня было удивительно, что Барикко обратился к юношеским проблемам, нетипичная для него тема. На удивление, получилось живо, трогательно и честно рассказать о взрослеющих детях и пожирающих их изнутри демонах. Они-то хотели войти в Царство Божие, а их ждал отнюдь не сахарный взрослый мир. Дальше без спойлеров уже не рассказать толком.
Название наводит на мысль, что важно распознавать в себе не только демонов, но и Бога, который всегда внутри, но не всегда оказывается узнанным. Да и окружающий мир порой оказывается не тем, чем кажется с первого взгляда.
"Пятый ребенок" Дорис Лессинг - это уже история не о чудовищах внутри, а о чудовище снаружи, рядом (хотя некоторое время он провел и внутри, чего уж там).
Не очень понятно, что же именно хотела сказать нам госпожа Лессинг. Сначала она показала нам двух молодых людей, которые, невзирая на все сложности жизни, строят свою немодную традиционную многодетную семью. Родственники не совсем одобряют их выбор, но всем составом любят погостить в их доме месяцок-другой. Когда же в семье рождается незапланированный пятый ребенок, все меняется, потому что ребенок этот еще с беременности оказывается злобным, сильным зверенышем с садистическими наклонностями. Лессинг всего мало, и она описывает уже даже не психопата, а лютого беса, как из фильмов ужасов.
Сюжетных линий несколько, но то ли недостаточный объем, то ли авторская лень не дают им толком развиться. В итоге читателю остается только строить предположения: то ли это роман о дисфункциональной семье, то ли "голливудский" ужастик, то ли исследование ответственности матери и выборе между одним ребенком и остальными четырьмя, то ли социальная драма о смерти самой идеи традиционной патриархальной семьи. В конечном итоге, ни одна из линий не вытягивается.
"Цацики и Вселенная" Мони Нильсон - третий роман о неутомимом мальчике Цацики. Читаешь и задаешься вопросом: а почему автор не остановилась на одной книге? История милая и славная, и все знают, что у Цацики офигенная мама, что сам он не менее офигенный,но для взрослого читателя кураж теряется уже после первой книги. Для детей, наверное, все наоборот.
"Мост через канал Грибоедова" Михаила Гаехо - это нечто. Это книжка про то, что даже если ты с трудом связываешь слова в подобие литературного текста, у тебя все равно есть выход: бредовый сюжет, бредовая композиция и бредовые теории устройства бытия - наше всё! И еще картинок бредовых до кучи добавить.
Сразу вспоминаешь анекдот про бомжа Васю, три дня прожившего в музее авангардного искусства, пока, наконец, все не поняли, что это не перфоманс.
Подобных мужиков в книжке Гаехо предостаточно, начиная с главных героев. Они, конечно, не совсем бомжи, но нечто неуловимо митьковское пропитало их насквозь. Котлеты жарят, пингвинов в Зоологическом музее считают, подпитавшись ершом, по картинам лазают, от вурдалаков спасаются, с незнакомыми тетеньками любовь крутят - и это все шиворот навыворот, с какой-то лоскутной эсхатологией и по-пелевински бессмысленными объяснениями происходящего, когда теория существует ради теории, а еще ради того, "чтобы все охуели".
Это больше всего похоже на детское восприятие мира: когда значение имеют какие-то мелкие случайные совпадения, когда мерещится всякая дрянь, когда можно придумать магическую считалку или шифр. Только ты при этом не ребенок, а сорокалетний мужик.
Я не знаю,хорошая это книжка или не очень, я так и не поняла. Но митьки+Пелевин... это нечто.
Третья книга "Александрийского квартета" Даррелла мне понравилась, наверное, меньше остальных, хотя она очень хорошая, если объективно. Просто там фокус смещается на менее интересных мне героев, появляется обещанная политика в больших количествах и рушится к черту все, на чем держались предыдущие две книги. Страшно и трагично, что Нессим и Жюстин оказываются совсем другими людьми, не теми, к которым успеваешь привыкнуть за первые два тома.
Но есть очень красивая и логически завершенная первая глава об отношениях Маунтолива и семьи Хознани: с ночной рыбалкой, с молодой Лейлой, с моментом, когда Наруз видит падающий из рук любимого отца пистолет и понимает, что тот сломлен. И появляются временами мои любимые Клеа и Бальтазар. И ночь Персуордена с Мелиссой здорово написана, как потом он кладет ее, сонную, в ванну,а она раскрывается, как цветок, и как она говорит ему то, что окончательно разрушит его шаткую картину мира, потому что Персуорден жесткий и желчный, но внутри трогательный и ранимый романтик. И в самом начале романа есть про него с сестрой с оттенком инцеста (мы же все так любим романы про инцест)...
Словом, читаешь, читаешь всякую чушь, а потом тебе попадается Даррелл, и ты снова вспоминаешь, что жизнь похожа на одно большое стихотворение.
"Ходячий замок" Дианы Уинн Джонс мне не понравился, наверное, потому что я ждала совсем уж чуда от этой книги.
Диана Уинн Джонс же такой легкий, остроумный автор, и ей вполне доступны принципы бритвы Оккама, но "Замок" почему-то получился тяжеловесным, перегруженным со стороны фонового сюжета о принце, придворном маге и ведьме. И с жуткими несимпатичными героями. Хаул стремный, что без сердца, что с ним, а Софи - самая настоящая старуха: своевольная, все портящая, злобная, капризная, ревнивая. Несомненно, это авторский успех - так убедительно нарисовать портрет человека, запретившего себе быть молодым, но переживать за судьбу такого героя читателю очень сложно.
У Миядзаки все получилось более лирично, метафорично - и в итоге здорово. А у Джонс как-то... она пишет, что идею о ходячем замке ей подкинул какой-то мальчишка на встрече в библиотеке - вот он, наверное, был счастлив прочитать историю о буднях вредной старушонки вместо зажигательного стимпанка.
Но на фоне "Хранилища ужасных слов" Элии Барсело это разочарование не кажется таким уж досадным. "Хранилище" - это и вовсе жуть.
Представьте завязку: девочка говорит маме несколько обидных фраз, после чего ужасно раскаивается, и случайный прохожий отправляет ее исправлять свои слова в хранилище ужасных слов, которое находится на заброшенном заводе. После такого захода ждешь как минимум "Кин-дза-дзу", а получаешь в итоге невразумительное повествование о девочке, которая в результате аварии впала в кому, во время которой ей мерещатся светящиеся существа, которые якобы учат ее жизни. Мне кажется, примерно так выглядели бы книжки Коэльо для детей. Скукота.
"Хранитель времени" Брайана Селзника - это образцовый роман для неопределенного детского возраста. Он и наследует лучшим традициям, и все концы сведены с концами, и картинок море, они при этом не столько иллюстрации к роману, сколько самостоятельные кусочки произведения. Рисунками переданы самые динамичные части рассказа, отчего возникает эффект кинематографичности, и все это при том, что кино - одна из главных тем.
Главный герой - мальчик, потерявший отца, но решивший закончить последний папин проект по ремонту механического человечка. Он живет на вокзале в каморке пропавшего дяди, тайно выполняет дядину работу, следя за всеми часами на вокзале, и ворует в лавке механических игрушек шестеренки для человечка. Неудачная кража знакомит его с владельцем лавки и его странной и ужасно вредной приемной дочерью, ну а дальше начинается история...
Кажется, есть фильм по этой книге.
Книжку со стихами Али Кудряшевой "Открыто" я уже читала, но не целиком.
Я обычно так и читаю сборники стихов: где открыла, там и прочитала, и количество таких "открытий" зависит от настроения. В результате я, конечно же, что-то упускаю. И вот я решила прочитать все по порядку. Затея была не очень удачной, потому что маленькими порциями Изюбрь прекрасна, но большими - начинает вязнуть на зубах и обнаруживать какой-то слишком уж узкий диапазон... восприятия, что ли. А может, я просто незаметно для себя выросла из ее поэзии. Мне вообще очень мало что из поэзии сейчас нравится.Вот так я и накатала немножко бесполезных отзывов, которые - вдруг - окажутся полезны.
Ameko, замечательно - это как у муми-троллей, ящитаю. А всякие вторые и так далее папы-мамы - это все равно изначально лимон, из которого только предстоит сделать лимонад.
Да и тема не такая уж редкая, у скандинавов две из трех детских (и взрослых, кажется) книг - о разводе, новых папах-мамах и тому подобном.
Мне, наоборот, вторая книжка нравится меньше всего, потому что там греческие главы совсем уж без огонька написаны, такие скучные.
А с муми-троллями всё не так уж очевидно, кстати. При всей моей любви к муми-троллям я воспринимаю их семейство как набор символов, а не буквально как модель семейных отношений. Потому что если воспринимать это буквально, то такой папа, как Муми-папа - это же пздц (он же самое бесполезное существо на свете), а Муми-мама настолько идеальная мама, что мамские обязанности, кажется, убили в ней всю личность, если она вообще когда-то имелась.
Источники доходов-то семей в обеих книгах где-то за скобками.
Я все же считаю, что у Цацики не самое классное детство. Он же до первых школьных каникул вообще не знал, что у него за папа, и очень из-за этого страдал. При этом его страдания по отцу мамашу особо не заботили.
Имея несколько знакомых девочек, которые в детстве очень переживали из-за отсутствия в их жизни сваливших отцов, я примерно представляю, какая это травма. Кто-то перерос эти отношения, а до сих пор с ужасом вспоминает, как в детстве ждал звонка от отца, а он не звонил. Если для девочек это было так тяжело, то для мальчика должно быть совсем невыносимым.
Да и в школе, где я работала, мне немного довелось видеть детей разводящихся родителей. Как-то это выглядело не по-скандинавски.
Конечно, если у родителей не срослись отношения на любом из этапов, то приспосабливаться к разводу, отсутствию кого-то из родителей в своей жизни (обычно отца), приходу нового человека по-любому приходится, но это всегда тяжело для ребенка. Поэтому я считаю, что литература на такие темы нужна, но не для того, чтобы показать, как это круто и интересно, потому что это нифига не круто и ни капли не интересно, а чтобы показать пути преодоления этой непростой ситуации.
Я, кстати, не поняла, сейчас ты про Кальвино или про "Мост" написала коммент.
И что развод - однозначное зло, я не согласна. Некоторым (многим!) людям ведь и правда лучше жить отдельно, чтобы не мучить друг друга фактом своего существования)) По-моему, вовремя развестись или вообще не сходиться - гораздо более умное решение, чем ломать себе жизнь, руководствуясь принципом "унасжедети". "Ждал звонка от отца, а он не звонил" - так тут просто отец мудак, и он остался бы таким же мудаком и без развода. Если оба родителя любят ребенка, они вполне могут любить его и вне брака. Кстати, вспомнила: у моей подруги была ситуация почти как у Цацики - мать+приятный отчим+родной отец, который оставался в хороших отношениях с матерью и постоянно заваливал дочку подарками. Скажешь, развод тут - не благо? Если бы не развод, папа с мамой только и делали, что трепали бы нервы и друг другу, и дочке.
К тому же в "Цацики" всё-таки не развод, а совсем другая ситуация. Общий ребенок - не повод связывать свою жизнь с неподходящим тебе человеком, даже если он славный, как Ловец Каракатиц)) А когда человек тебе подходит, вы с ним давным-давно дружите и твой ребенок УЖЕ стал для него родным (это я про мамашу Цацики и Йорана)... Нет, блин, ну не вижу я тут никаких лимонов.
- Дорис Лессинг станешь.И про развод я говорила не относительно разводящихся, а относительно влияния этого действа на ребенка. Дети всегда себя чувствуют виноватыми в этой ситуации, даже если умом понимают, что это не так, и всегда страдают, даже если семья уже давно фактически прекратила свое существование. У них может быть разная степень осознанности своего состояния и разные психологические защиты вплоть до реактивного образования и мнимой радости вкупе с психосоматическими проявлениями или не диагностированными неврозами.
Я, кстати, не очень хорошо понимаю, как можно рожать детей от неподходящего человека. Как в принципе можно с ним сексом заниматься. Мне с неподходящими людьми и за руки держаться не очень приятно, не говоря уж о чем-то более интимном. Поэтому для меня ситуация "забеременела, а жить с ним не хочу" вообще чужда, у меня обычно наоборот: сначала "хочу прожить рядом всю жизнь", а потом уже поцелуи в живот и прочие места.
И ты, может, лимонов не видишь, но то, что значительная часть первой книги посвящена мыслям Цацики: "Что такое, где мой папа, почему я ему не нужен?" - это так.
Ок, можешь думать, что отсутствие отца принесло мне много психологических проблем.) Нет, я, конечно, временами переживала из-за его отсутствия, но не больше, чем из-за отсутствия Большой Любящей Семьи в целом и нормальной матери в частности. Больше меня волновал вопрос, что в действительности случилось с этим таинственным отцом, т.к. мать постоянно придумывала что-то новое по этому поводу) А вообще в России матери-одиночки - это довольно нормальная ситуация (увы).
Как в принципе можно с ним сексом заниматься. Мне с неподходящими людьми и за руки держаться не очень приятно, не говоря уж о чем-то более интимном.
Так ты понимаешь, в чем тут дело: одни люди подходят для одного, другие - для другого. Сексом заниматься хочется чаще всего совсем не с теми людьми, с которыми хочется строить отношения, жить вместе и в перспективе завести детей...)) В ситуации с Мамашей и Ловцом Каракатиц я не очень понимаю, как она вообще ухитрилась залететь (про таблетки от детей, что ли, не знала?) и почему не сделала аборт. Ну ок, по приколу решила рожать, было, наверное, любопытно посмотреть, что там у неё родится и вырастет, и были деньги и силы на это - так почему бы и нет. Но связать свою жизнь с греческим ныряльщиком было бы как-то странно.))
и ты не права, "Замок" и "Игра в классики" тут совершенно не подходят) Замок я вообще-то люблю! а к Игре в классики скорее равнодушна, но уверена, что просто книга в неподходящий период попалась, и если перечитать сейчас или чуть позже - будет совсем другая картинка. в обратную сторону, похоже, это не работает)
я писала про "Мост", потому что Кальвино мне понравился не так сильно, да и ты про Кальвино более сдержанно высказалась
И я себя феминисткой не считаю, упаси меня Господь от участия в этом шапито. Феминизм был актуален сто лет назад и, возможно, еще актуален в отсталых и/или мусульманских государствах, где статус женщин не отличим от рабского. А в нашем современном обществе, в котором нам посчастливилось жить, я не вижу ущемления женских прав - за что бороться-то, с кем соперничать? У нас феминизм выродился в танцы пусек на амвоне, и этому цирку с конями я не симпатизирую.
Сексом заниматься хочется чаще всего совсем не с теми людьми, с которыми хочется строить отношения, жить вместе и в перспективе завести детей
Мне не хочется. А с кем должно хотеться заниматься сексом? С Джонни Деппом? Со Снейпом? С накачанными стриптизерами?
Я так и не поняла, как это все работает у других людей, хотя знаю, что действительно секс часто воспринимают как занятное приключение. Но для меня это немного дико, потому что я воспринимаю секс именно частью, этапом того, что ты назвала "строить отношения, жить вместе и в перспективе завести детей". Причем этапом достаточно личного, глубокого уровня, и, например, при влюбленностях этого не достигается (лет в 14 я была жутко влюблена в одного молодого человека, а когда он попытался меня поцеловать, чуть не сблевнула
Поэтому "концепция идеального любовника" у меня базируется на несколько иных принципах. Я не делю людей по специализациям, для меня либо человек подходит для всех видов отношений "в одном флаконе", либо не подходит.
"Замок" любишь ты, но он не нравится мне.
И о "Игре в классики" ты все же очень резко отзывалась. Значительно негативнее, чем я о "Мосте" (и я не воспринимаю свой отзыв о нем как негативный), которому я, кстати, выставила 4 звездочки, а ты "Игре" - 1 или 2.
по поводу секса - у тебя такие традиционные представления, что я чо-то даже не знаю, что и сказать, тем более тут действительно всё у всех по-разному же) Но вообще для людей нормально хотеть просто потрахаться и разбежаться в разные стороны, не обременяя себя отношениями и тем более детьми))
Ты можешь считать мои взгляды хоть традиционными, хоть традиционными, хоть традиционными - это меня не побуждает мучиться от вопросов, почему же мне не хочется "трахаться" с кем попало.
me and my Doctor,
А "традиционные" курсивом потому, что Мизулина же
А что Мизулина? Не стоит бросаться из крайности в крайность, я считаю. Кроме пьяного секса в туалетах клубов и дружной жизни тремя поколениями по палатям есть еще миллион других способов организовать свою личную/семейную/сексуальную жизнь.
Сексуальную зависимость уже, кстати, рассматривают как вид аддиктивного поведения (в одном ряду с наркоманией, алкоголизмом, гемблингом и т.д., ога), а ты ее так неистово защищаешь.
Оке, так и запишу - мы поссоримся из-за книжки "Цацики и Вселенная". )