Давно надо было раздать старые долги, в том числе написать про последние книги 2013 года, но меня настигла такая лень, что я превратилась в настоящего тюленя.
Но вроде и книжек в конце года я успела прочесть немного, и писать про них особо нечего (по разным причинам), поэтому надо собраться и быстренько обозначить как-то свое к ним отношение.
Харуки Мураками "1Q84" 3 томЕще с первых глав первой книги стало ясно, что ничего путного впереди не ждет, но я же упорная, поэтому дочитала до конца.
Третья книга - это настоящий апофеоз муракамства: герои 90% времени ни хрена не делают. Любой, кто знаком с творчеством господина Мураками, прекрасно помнит вот это его "я встал, погладил рубашку, пожарил омлет, послушал джаз и полчаса думал о бренности всего сущего и сиськах". В более ранних произведениях такая манера "письма ни о чем" имела даже свое очарование повествования из жизни маленького человека, доказывающего то, что он действительно существует, склонностью к созерцательности нон-стоп. Но чем дальше, тем больше это все напоминает бессмысленное переливание из пустого в порожнее.
Также на протяжении всей трилогии вас ожидает рекордное количество багов, фейспалмов и просто смехуечков.
Немножко спойлеров для примераЗнаете, как главная героиня проходила с оружием через контроль охранников-"они настоящие профи"? Помахала запасными трусами, охранники смутились и не стали ее обыскивать. Или, например, уж совсем супер-профессионал, хладнокровный убийца, телохранитель, который на протяжении многих лет занимался грязной работой и не попался, душит засланного шпиона, а потом звонит его заказчикам и говорит, мол, уберите своё тельце по такому-то адресу, а то я сам не могу. При этом он три тома подряд намекал, что это дуралеи, которые ему в подметки не годятся. А сдать стратегический адрес врагам - это профессионально, ога. А главной героине требуется почти год на то, до чего самый тупой читатель додумается в первых же главах: Если ты попал из пункта А в пункт В через проход С, то, чтобы попасть обратно в пункт А, нужно идти в обратном направлении по проходу С. А эта дура решила наоборот - и чуть не застрелилась от досады.Отдельного рассмотрения заслуживают слегка извращенные представления автора о материнстве.
А вот тут спойлеры посущественнее.Мураками вводит термины Маза и Дота (не сильно головоломно предоставляя нам кальку со слов mother и daughter) и описывает процесс изготовления Мазой воздушного кокона, из которого появляется ее двойник Дота. Процесс пребывания Доты в коконе и ее ощущения он тоже описывает, и они на редкость буквально повторяют киношные и литературные штампы о внутриутробной жизни плода. Но при этом Дота (которой, чтобы не загнуться, нужна забота Мазы) является только неполноценной копией, она не автономна, она не может стать обычным человеком. Вдохновляет - аж застрелиться хочется. Прям из пистолета главной героини.
Та, кстати, беременна, куда ж без этого после такой предварительной ковровой бомбардировки теорией размножения путем плетения воздушных коконов. Своего будущего ребенка она называет тошнотворным словом Кровиночка и, поскольку вот уже полгода она ни с кем и нигде, в голову ей приходит мысль, что это ребенок от пацана, с которым она последний раз виделась 20 лет назад, но сохранила к нему нежные чувства. Действительно, откуда еще было взяться ребенку? Больше неоткуда. Мы же в романе Мураками. Пацана она, кстати, как бы ищет, т.е. она в доверительной беседе рассказывает, как ей нужно его найти, но при этом методы у нее в стиле "погладил рубашку, пожарил омлет, подумал о бренности бытия и сиськах". Короче, ничего она не делает.
Тот ее тоже ищет, ну, и вы догадались, что примерно тем же способом: он о ней иногда думает, а ближе к третьему тому решает навестить угасающего от уныния отца в доме престарелых, и там ему является воздушный кокон с главной героиней внутри, тогда же главный герой решает приехать пожить рядом с этим заведением и подождать, вдруг еще что привидится. Но все у них будет хорошо, они встретятся, выберутся из параллельного мира и роман настигнет хеппи-энд.На самом деле, в романе есть и лирика, и годные метафоры вроде Кошачьего города, little people, семейных историй, двойников, идеи предназначенности друг другу двух детей, которые могут встретиться только в другом мире. Если все это взять, очистить от глупости, тавтологии, "ёршиков лобковых волос", ненужных сюжетных линий, косноязычия, то мог бы получиться хороший роман-притча с элементами сюра. Словом, с этим романом следовало бы обойтись так обошлись с книжкой, с появлением которой завязалась вся история для главного героя - дать переписать человеку с хорошим вкусом и чувством языка. Как-то так.
читать дальшеБьянка Питцорно "Дом на дереве"
Самая разочаровывающая книжка из последних прочитанных. Казалось бы, можно ли испортить книжку про дом на дереве и происходящие в нем/с ним приключения? Еще как. Герои не только не симпатичные, они жуткие: одна героиня - просто размытое пятно, она то умничает, то пофигистка, то вроде заботливая, но как-то не убедительно, но проявляя любое из возможных качеств, она обязательно показывает его худшую сторону; вторая героиня - малолетняя хамка и гопница, она без конца всех бьет, обзывает. Вдвоем они пытаются выжить с дерева соседа, злобного старикана, который мало чем от них самих отличается. Все это сопровождается танцами с бубном, прилетом быдло-аистов с упаковками некондиционных младенцев, унылыми собаками, которые вроде как планировались забавными, и прочим идиотизмом. Скучно и глупо.
Дина Сабитова "Где нет зимы"
После Бьянки Питцорно читать Сабитову оказалось прекрасно. Понятно, что тема совершенно другая - реальный мир, сиротство - но если судить об уровне в рамках своего жанра, Сабитова обгоняет Питцорно по всем пунктам.
Книжка хороша для чтения детьми, она рассказывает о важных вещах нормальным языком, без зауми и без сюсюканья. Вот остались двое детей, мама пропала, и им надо как-то выживать. Они сначала скрывают, что остались одни, потом все всплывает, их помещают в пункт временного пребывания, готовят для перевода в детдом, от них отказываются родственники, но жалеет и забирает старая знакомая, с которой они учатся жить вместе. Все это без утомляющей социальщины, наоборот, с легкостью и простотой, глазами детей, с их проблемами и интерпретацией, но с наивностью и верой.
Не нравится мне только то, что, не зная, как без потери легкости осветить некоторые сложные аспекты (история семьи, беседы взрослых между собой о судьбе детей и их мысли, а также ситуации, в которых не хватает важного звена), Сабитова решает эти проблемы путем привлечения костылей: в историю вводятся кукла и домовой, которые действуют, когда больше некому, рассказывают, когда больше некому, а также шпионят для читателя. Для детей такой прием, может, и годится, но опытный читатель только поморщится.
Кирилл Комаров "Оттенки зеленого"
Очень давно случайно купила эту книгу, потому что тогда мне понравились в ней пара стихов о Петербурге. Сейчас перечитала их - и уже как-то не очень. Зато нашла несколько любопытных текстов песен, других смешных или просто милых стихотворений, и, кажется, впечатления неплохие. Хотя Комаров - не мой автор, это я всегда знала, мне редко что у него нравится.
Туве Янссон "Все о муми-троллях"
А тут вообще не понятно, что писать, ибо: ну что можно нового рассказать о муми-троллях? Это одна из моих любимых книг, т.е. одни из любимых, их же девять. Особенно мне нравятся более поздние романы, в них, кажется, сказано столько всего важного о жизни, сколько редко встретишь в "серьезных" толстых книгах. Давно надо уже было перечитать. Чего всем и рекомендую.На этом прошлогодние книжные долги считаю розданными, и буду готовиться к рассказу о книгах 2014 года.