Давно пора написать о первой десятке прочитанных в этом году книг.
Ужасно лень, конечно.Раньше я старалась писать о книгах в порядке прочтения, чтобы не задумываться. Но мне все же хочется, чтобы первый отзыв, который не под катом и который, как ни крути, первый, был о наиболее стоящей (или одной из наиболее стоящих) книге. Ну, и группировать по тематике будет удобным решением для меня и всех, кто решится читать мои мысли о книгах. Поэтому картинки будут оставаться расположенными в хронологическом порядке, а писать я буду, как решу более логичным.
В начале 2014 года, так уж вышло, я читала мало и в основном детскую/подростковую литературу.
Поехали
Арундати Рой "Бог мелочей"Единственная взрослая книжка в подборке и, возможно, серьезный претендент на "книгу года".
Читатели "Бога мелочей", как я успела выяснить, почитав рецензии и отзывы в интернете, поделились на два лагеря: одни считают эту книгу прекрасной и светлой, другие - средоточием всего низменного и животного. Казалось бы, как такое может быть. А все потому, что книга, как и сама жизнь, сочетает в себе все сущее, и читатель волен выбирать из нее по крупицам то, что хочет и что сможет переварить.
В декорациях исторических событий и быта небольшого индийского городка рассказывается история семьи со всеми ее предрассудками, тайнами, скелетами из пыльных шкафов, редкими и неуклюжими взлетами, сокрушительными и неотвратимыми падениями. При этом фокус все упрямее смещается на детей и их жизнь, их понимание всего происходящего, их магическое мировосприятие. Поэтому и язык нарочито незамысловатый, часто переходящий на простые и коротенькие рубленые предложения, изобилующий повторами, словами с большой буквы, но этот прием не должен вводить в заблуждение. На самом деле госпожа Рой умеет виртуозно говорить просто о сложном и настолько искусно закручивает интригу, наслаивая разные временные периоды и множа, разбивая, перекручивая эпизоды, возвращаясь к ним от раза к разу и углубляясь в каждое событие с новой силой, что можно только поаплодировать. Далеко не каждый писатель может, не прибегая к "костылям", осилить такие игры с формой, да еще и в дебютном романе.
Особенно же прекрасно то, что Арундати умеет говорить и чувствовать как ребенок. От имени детей пытаются говорить многие писатели, но обычно у них получаются такие маленькие взрослые, но в "Боге мелочей" нет этой фальши, там погружение в детство происходит со всей глубиной и тонкостью, оживают детские страхи и надежды, мир обретает магические свойства, ритуалы - силу, реальность трактуется через фантазии, все непонятное объясняется через алогичные ассоциации. И этот ракурс - снизу вверх, как смотрит ребенок - и придает роману о преломлении истории в зеркале одной семьи особенное звучание.
Можно, конечно, сконцентрироваться на чернухе и описании отвратительных примет нищей отсталой Индии. Но лучше сосредоточиться на людях, их судьбах и дарованных им мгновениях красоты и умиротворения.
А самые мерзкие персонажи там - это Пиллей и тетушка-несостоявшаяся монашка. Фу такими быть!А теперь переходим к детским книжкамА теперь переходим к детским книжкам.
Кейт Ди Камилло "Парящий тигр"
Каждый писатель, претендующий на написание правильной книги о детстве, должен вызубрить первое правило: любой карлсон должен быть внутренним. Потому что Нарния, существующая на самом деле - это перумовщина и скукота, каждая правильная Нарния должна утверждаться воображением вопреки реальности, только тогда она будет иметь силу. По сути, самый правильный подвид Нарнии - это Терабития.
Это я все к тому, что книга Ди Камилло о тигре имеет только один существенный минус - тигр там настоящий. Переведи она тигра в воображаемую плоскость, книга бы только выиграла.
В остальном мы имеем прекрасный конструктор из образов и событий, скомбинированных в классический сюжет: смерть мамы, замалчивание чувств, переезд, новая школа, тупые одноклассники, внезапная находка и тайна, мудрая темнокожая горничная. Один замкнутый мальчик, одна эксцентричная девочка и чемодан страхов и противоречий, который-нельзя-открывать. Чемодан, кстати, не я придумала, это авторская задумка, проходящий через всю повесть образ, и главный конфликт книги как раз завязывается между тигром как символом смелости и творчества и чемоданом как символом трусости и застоя.
Выпускайте на волю своих внутренних тигров - как-то так.
Корнелия Функе "Бесшабашный"
Просто симпатичное фентези с налетом лапусечного магического фашизма. Противоборство обычных человеков и каменных людей, заражение первых вторыми, прорастающий сквозь кожу камень, коварные феи, самоотвероженная лисица-оборотень, несколько людей из нашего мира, затянутые в конфликты мира волшебного, и преодоление своей судьбы. И немного скандалы, интриги, расследования. Корнелия Функе хороша тем, что не приносит динамизм в жертву во имя эпичности, у нее очень лаконичные книги с крепким сюжетом - поэтому я и могу ее читать в отличие от многих других авторов, пишущих в этом жанре.
Мэтт Хейг "Быть котом"
Самое ценное в этой книжке - это картинки и мультик на полях про скачущего кота.
Мэтт Хейг рассказывает, что котики - это не просто клочок ценного меха и гадливый характер, это еще и крайне изобретательные, умные, талантливые существа, делающие жизнь человеков ярче. Собственно, мы знали это и без мистера Хейга. Единственное, что он нам открыл - это то, что котики предпочитают жить в человеческих телах, и ради этого готовы подкарауливать несчастных людей, чтобы при первой возможности обменяться с ними организмами.
"...большинство по-настоящему талантливых людей в какой-то период своей жизни были кошками. И многие гениальные котики в своем кошачьем обличье очень жалеют, что у них нет гибких пальцев, с помощью которых можно написать книгу.
Знаете, как часто говорят: «Я просто не понимаю, откуда у него (или у нее) это берется?» — подразумевая под «этим» воображение, или талант, или склонность к язвительным шуткам. Можете быть уверены: все это берется из отрезка жизни, прожитого в теле кошки. Или же из любви или дружбы с кем-то, кто был кошкой".
Еще нас тут поджидают замкнутый мальчик, эксцентричная девочка, новая школа, тупые одноклассники... дежавю, да?
Девочка, кстати, действительно офигенная: она странно одевается, носит кеды с нарисованными на них цветочками, живет не в доме, а на барже вместе со своими экологнутыми родителями и плевать хотела на мнение одноклассников о ее личности. Таких персонажей мы все любим.
Кристина Гудоните "Дневник плохой девчонки"
От такого названия ждешь секс, наркотики, рок-н-ролл, а на самом деле там все совсем иначе: главная героиня - дочь разведенных родителей, она чувствует себя лишней и ненужной и у излишне строгого отца, и у заведшей роман с молодым соседом матери-художницы, и в кругу одноклассниц, а в результате решает убежать и пожить в одиночестве. Попутно она знакомится с чудачкой из своей школы, которая обладает редкой способностью видеть вокруг только хорошее, в том числе в своей ранней беременности, а еще со старушкой-актрисой - и общение с ними, со второй большей частью, помогает главной героине лучше понять себя и разобраться в своей жизни.
Симпатичная книжка без претензий.
Екатерина Мурашова "Класс коррекции"
Почему-то эту книгу сравнивают с "Домом, в котором...", но в действительности это абсолютно разные произведения. Да, в обеих книгах героями становятся дети-инвалиды и обе используют возможность перехода в параллельный магический мир, но этих оснований для сравнения недостаточно. Эти книги о разном и для разной аудитории.
Речь в "Классе коррекции" идет о небольшой группе детей, объединенных в один класс - когда-то в школах было популярно отбирать на параллели самых отмороженных и труднообучаемых детей и формировать из них класс придурков, в котором учителям западло преподавать, а обычным школьникам западло дружить с детьми из такого класса. Но госпожа Мурашова показывает нам, что дети из класса коррекции, если приглядеться, молодцы и лапушки: помогают друг другу, остальных не судят, новичка принимают с распростертыми объятиями, разве что нимбами могут иногда кого задеть. Получилось слишком уж сахарно, так не бывает. Конечно, дети из "классов зпр" не придурки, и к ним можно найти подход - просто это всегда сопряжено с трудностями и эпизодическими неудачами. И их взаимодействие с миром не такое искреннее и доброжелательное: трудно представить себе парня с ДЦП на костылях, до подросткового возраста обучавшегося в домашнем режиме скромными интеллигентными родителями, а потом в школе миролюбиво реагирующего на глумление со стороны физически здоровых придурков.
Такие книги, наверно, нужны детям: все простенько, стерильно, по полочкам - и говорит о важных вещах. А взрослым это читать либо уже поздно, либо бесполезно. Еще и с дурацкими костылями - не теми, что у персонажа книги, а с этим параллельным миром. Вроде он и сюжетно привязан к истории, и помогает раскрыть характеры, и размышления о нем учат героев ответственности в реальной жизни в противовес бегству в фантазии - но все равно выглядит, как пятая нога у собаки.
Джефф Кинни "Дневник слабака"
Дневниковые записи среднего сына в семье (со всеми вытекающими), самоуверенного неудачника, пытающегося прорваться на вершину школьного Олимпа. С картинками. В некоторых местах даже забавный сборник баянных шуток.
Есть еще фильм, снятый по этой книге, и это редкий случай, когда фильм лучше, чем книга. Во-первых, потому что сама книжка похожа больше на заготовку для сценария. А во-вторых, в фильме показано хоть какое-то личностное развитие главного героя, в книжке-то он просто мудак, плывущий по течению.
Эдит Несбит "Пятеро детей и чудище"
История о том, как пятеро братьев и сестер находят существо, способное исполнять желания, и к чему это все приводит. Заморский "Цветик-семицветик" про то, что нужно быть осторожнее со своими желаниями и как приходится нести ответственность за их исполнение, в том числе за то, что твои желания делают с другими людьми. очень занудно и с морализаторством, поэтому я дочитала только до середины, а потом просто пролистала.
Турмуд Хауген "Сказочные повести"
Я мучила эту книгу месяца полтора, а она мучила меня. В ее честь я даже завела на лайвлибе тег "упорный зверек", чтобы обозначать книги, которые я осилила немалой кровью.
Написал эти повести тот же парень, что и создал прекрасную книжку "Ночные птицы", поэтому я не думая хапнула "Повести" в библиотеке. И оказалось, что "Птицы" - это такая наживка, заглотив которую ты обрекаешь себя на чтение повестей, которые выжрут тебе мозг.
При этом все три сказки могли бы быть просто отменными, у них интересные фабулы, они связаны прочной сетью аллегорий с мировой классикой своего жанра, в них несколько слоев смысла. Но вот неспособность автора писать более живым языком и управлять темпом повествования превращает истории в отменную нудноту.
Все три повести рассказывают при помощи сказочных образов о дисфункциональных семьях и решении их вполне типичных проблем. В первой повести рассказывается о мальчике, который однажды стал невидимым для своего отца, при этом он уверен, что ключ к пониманию того, почему так произошло, лежит в событиях вчерашнего дня, которые он забыл. Мальчик идет к волшебнику, тот говорит, что ничем не может ему помочь, но перенаправляет мальчика к какой-то женщине. Пока же главный герой пытается разрешить свои трудности, обрести видимость и вернуться домой, к нему прибивается Питер Пен, который пытается заманить мальчика к себе на остров, чтобы вместе развлекаться и забыть про родителей, но Питер не единственный: еще за мальчиком охотится некий мужик, который собирает брошенных детей и просто потеряшек, создает для них у себя дома какие-то королевские условия, сладостями кормит, но в обмен опять-таки заставляет забыть о своей семье. Но мальчик не поддается ни одному, ни другому, находит тетеньку, и когда вместе собираются все ключевые взрослые, вспоминает, что забытые события - это найденное накануне письмо, из которого он узнал, что и как с его мамой, которой папа многие годы видеться с мальчиком не разрешал. "Такие сложные отношения" (с) Короче, если взрослые будут устраивать разборки, забыв о потребностях ребенка, он может стать для них невидимым.
Вторая повесть более лирична, насыщена символами, событиями, в которых действие минимально, а значение велико. Предметы там появляются как герои и их практическое назначение подчас низведено до бесполезности, но внутренний смысл появления именно этой вещи именно в этот момент - огромен. Начинается все с предыстроии о том, как королевский сын освободил пленницу тролля и женился на ней, а затем они силой воображения создали вокруг свою страну-сад и свой замок, и потом уже мы уже встречаем их как Короля и Королеву несколько лет спустя, а также знакомимся с их сыном Эльмом. Эльм слышит в замке странные звуки, находит странные вещи, тайные ходы, но родители отказываются объяснять ему что-то, иногда наказывают, иногда делают вид, что ничего не было. Их сад обнесен каменной стеной, за которую ходит только Король, добывая вещи для семьи и сокровища для своей кладовой, а Эльму тут же рассказывают, что их сад бескрайний. Недосказанности и противоречий в этой семье очень много, ага. Король суров и занят своими делами, Королева погружена в свои мысли и компульсивно бродит по многочисленным коридорам замка, проходя сквозь стены, а их сын постепенно разгадывает прошлое семьи и узнает, что у него была сестра, сбежавшая за стену оттого, что отец излишне переживал за ее безопасность и даже запер в башне, желая спасти от напастей мира. А еще был брат, который стал для родителей и всего мира невидимкой (видимо тема невидимости ребенка очень понравилась автору). Но Король и Королева, увы, настолько погрязли каждый в своих проблемах, что не заметили, как в руины превратилась их семья, на руины же обречен и замок - все идет к его распаду, и кульминацией становится избавление Короля от роли тролля, Королевы - от роли пленницы, их символическое (а в сказке и реальное) возвращение в детство. А их дети встречаются, чтобы снова распрощаться, потому что каждый выбирает свой путь: сестра - идти жить с людьми, братья - скитания по миру. Ящитаю, эту повесть надо включить в институтские курсы по психологии семьи, очень уж много там всего такого, в чем можно покопаться и проанализировать.
Третья повесть рассказывает о магических камнях и страстях вокруг них. Там три плана действия: первый - усилия представителей религиозного культа Луны по возвращению силы этому небесному телу, для обряда им нужны семь магических камней; второй - вовлечение членов одной норвежской семьи в поиск этих камней, там все запутано, папа контрабандист, мама, мечтающая от папы свалить, ребенок, мечтающий наладить отношения в семье, уже давно сбежавшая бабушка, прабабушка с ТДО, всякие иные родственники и знакомые, у каждого из которых свой интерес, сплошные сложности семейных отношений и криминал; третий - плененный представитель культа, раз в ночь рассказывающий своему похитителю историю одного из камней. Истории, кстати, про живших в разные исторические эпохи несчастных девушек, на долю которых выпали испытания и порой необходимость жертвы - почему именно так, не ясно, будем считать, что это плюшки для всех любительниц поискать внутреннюю богиню или там внутреннюю Еву (кого вообще принято искать на тренингах по женственности?). Ясно, что в конце все встречаются, семья воссоединяется, Луну спасают, все алчные негодяи оказываются с носом, автор торжествует.
Как я говорила, было бы здорово, если бы не было так нудно. Господин Хауген как взял одну ноту, так и гундит на ней на протяжении 460 страниц увеличенного формата, не меняя ни интонации, ни темпа. Еще и переводчик не особо старался. Я домучила - и ладно.
Нателья Щерба "Часодеи 5 том. Часограмма"
Мыши плакали, кололись...
Самая тупая и неструктурированная книга серии на данный момент, но поскольку впереди еще один том, Наталье есть куда падать. Пока что она упустила все нити, запуталась в целях и линии поведения основных взрослых персонажей, неистово пытается связать концы с концами, получается фигня, упакованная в несколько роялей из кустов. Но автора нельзя недооценивать, поскольку она приберегла для нас тяжелую артиллерию и следует двум всегда срабатывающим правилам создателя бестселлеров/блокбастеров: "нагнетай драму" (убей какого-нибудь второстепенного персонажа) и "ебашь фансервис" (больше мимими с подростками). Целевой аудитории нравится - весь класс моей дочери упивается, неистовствует и плодит фанфики.
А мне кажется, что действие в пятой книге похожа на кота, которого сначала очень долго тянут за резиновый хвост (настолько вяло и уныло разворачиваются события, автор просто большую часть книги топчется на месте), а потом отпускают - и кот быстро и смачно вмазывается в стоящую перед ним кирпичную стену, потому что ближе к концу эпизоды летят бешеным хороводом, и никого уже не заботит ни хронология, ни логика, ни то, что герой занимается одним делом в одном месте, а в следующем эпизоде уже как черт из табакерки вылетает откуда-то совсем не оттуда (если не спойлерить, а обратиться к аналогии, это будет как "вот Маня пошла за хлебом, Петя сел смотреть кино, и тут заспанная Маня выходит из спальни"). Ну, баги, да, а чо, если мелкие подростки, у которых еще даже подмышками волосы не выросли, и так схавают.
На месте издателя я по рукам бы Щербе надавала - из одной только любви к литературе и печатному слову. Пусть она несет золотые яйца, но это не освобождает ее от обязанности счищать с них помет.Да, книжный год начался у меня странно, зато сейчас я читаю одновременно прекрасную Лену Элтанг, стихи Ольги Родионовой, воспоминания друзей и знакомых Башлачева, а еще книгу о том, как устроена Вселенная - и больше всего она похожа на учебник по стихосложению. Можно считать это небольшим анонсом на будущее.
У нас таких просто выгоняли в другую школу...
"Бог мелочей" по описанию нравится, надо будет почитать.
А вообще я хотела написать, что, разбирая шкафы, нашла несколько твоих книг и жажду тебе их отдать
Еще бы! У тебя же была не рядовая школа.
А вообще я хотела написать, что, разбирая шкафы, нашла несколько твоих книг и жажду тебе их отдать
Я, конечно же, поддерживаю твою инициативу
Ну это, если ты захочешь как-нибудь встретиться и куда-то вместе сходить, зови, я принесу тебе книжки)