Обещала написать давно, но делаю это только сейчас.
Итак, 4 библиотечные книжки, 1 прочитанная в магазине и 1 опыт аудиокниги. Пора завязывать со случайным чтением, что-то оно мне не в радость, и не столько даже оно, сколько немой упрек, излучаемый корешками с собственных полок. Я традиционно ставлю в первые ряды в основном не читаные книги, задвигая прочтенные в третий, и что-то этот полочный авангард явно против меня имеет.
Лена Элтанг "Побег куманики"Одна из лучших книг про воображаемых друзей и совершенно точно одна из моих "книг года".
Такой роман сложно рекомендовать всем без оглядки. Проза Лены Элтанг слишком густая, насыщенная, похожа на маслянистый ликер, который невозможно выпить залпом и который отказываются пить все гости. Автор будто бы ведет нескончаемый диалог с самим собой, ни разу на протяжении всего романа не направляя его вовне, не обращается к читателю, не объясняет ему ничего, не пытается его заинтересовать или поработать над интригой - это роман, который не нуждается в том, чтобы быть прочитанным.
Его главный герой - уроборос, откусывающий все большие куски от собственного хвоста и постепенно исчезающий, ангел, настолько одинокий, что ему приходится выдумывать целые миры, вложенные один в другой даже не на манер матрешки, а на манер сложенных "цветочком" чашек старенького сервиза в серванте польской полированной стенки. Сначала мы видим студента из Восточной Европы, сошедшего с ума и помещенного в психиатрическую лечебницу, где его навещает бывшая преподавательница, и выдуманный студентом мир с археологическими раскопками на Мальте и группой людей, которых свели вместе причуды судьбы. Но постепенно почва под ногами теряется, каждая новая глава оборачивается пригоршней песка, который стекает между пальцами - и уже ни в чем нельзя быть уверенным: ни в реальности или нереальности мальтийской истории, ни в реальности или нереальности сумасшедшего дома, вспоминаемого прошлого главного героя, его брата и самой преподавательницы. Все превращается лишь в голоса в голове, творящие единственно возможный, невыносимо печальный, камерный, самодостаточный мир, замкнутый сам на себя и ежеминутно сам себя творящий, как рисующие одна другую руки на знаменитой работе Эшера.
Своеобразная постмодернистская ода солипсизму, повесть о том, что выдуманные люди могут быть реальнее настоящих, а настоящие выдумываются заново, в соответствии с законами восприятия нанизывая на скелеты простых фактов все новые слои смыслов. А в конечном счете ты стоишь один в центре мироздания и никто тебе не нужен, даже читатель.
Мы всего лишь снимся Богу.Действительно, такая книга может понравиться только тому, кто способен отождествить себя с главным героем. Ее можно читать только из головы Мораса/Мозеса, при взгляде со стороны же она не звучит, искажается, теряет краски. Определенно, это книга не для экстраверта.
остальноеОльга Родионова "Не летай"
Традиционно ничего не буду рассказывать про книгу стихов. Она просто очень крутая. Одновременно очень актуальная, современная и фундаментальная в следовании традициям классиков.
Когда-то я купила ее почти случайно в книжном магазинчике Пушкинской, 10 - зашла поглазеть и жалко было уходить, ничего не выбрав, и это оказалась одна из самых счастливых случайных покупок.
Стивен Хокинг "Краткая история времени", "Черные дыры и молодые вселенные", "Теория всего"
Под одной обложкой три книги, примерно на один лад излагающие одни и те же темы: черные дыры, история Вселенной, объединение теории относительности и квантовой механики. Если вы большой фанат Хокинга, то читать надо всё, если просто интересуетесь физикой в общих чертах - вполне хватит только "Краткой истории времени". Остальные книги здесь - сборники лекций, в которых повторяется то же, что и в "Истории", плюс немножко подробностей и пара сугубо автобиографичных глав.
Вообще, мало кто будет отрицать, что Хокинг дико крут и умен. А еще он занимается важным делом и объясняет сложные вещи глупым хомякам и другим скудоумным гуманитарным подвидам хомо сапиенса. Получается серединка на половинку. Видимо, господин Хокинг настолько привык обдумывать сложные вещи, что у него постепенно стерлось представление о степени осведомленности в научных вопросах обычного клерка или кассира. Он то подробно расписывает не самые головоломные аспекты современной теории, то мимоходом проскакивает то, что, наоборот, требует разжевывания и объяснения, что к чему и почему. Постепенно к такому стилю изложения привыкаешь и учишься говорить себе: "Вот тут маэстро не потрудился объяснить, поверим ему на слово", но если очень уж хочется врубиться и удовлетворить свои "да почему так-то?!", то лучше читать Брайана Грина - вот уж кто мастер объяснить теорию относительности на пальцах.
Хокингу, между тем, свойственно еще и некоторое высокомерие успешного физика, которое делает его порой забавным и даже смешным. Конечно, он сам признается, что, выбирая область науки, с которой он готов был связать свою жизнь, он искал самую фундаментальную, но эти же самые поиски привели его в ловушку редукционизма. Попытки объяснить человеческое поведение с позиций квантовой механики и утверждение цели найти теорию, которая объяснит абсолютно всё в мире, включая вопросы свободы воли каждого конкретного человека, выглядят самонадеянными и немного глуповатыми. Для Хокинга химия и биология - всего лишь частные случаи физики. Для человека же более широких взглядов это новые уровни организации сущего, приобретающие свойства, не сводимые к сумме свойств более низкого уровня, функционирующие по своим отдельным законам. Хокинг пытается объяснить свободу воли принципом неопределенности, а свойства функционирования памяти вторым законом термодинамики. Биологи, психологи и врачи читают это и хором делают фейспалм.
Современная физика тоже удивляет, больше всего она похожа на оккупированную математиками философию. В ней остается все меньше реального и все больше допускаемого. "Расчеты в реальном времени были настолько сложны, что никто не хотел их делать, тогда мы сделали их во мнимом времени - и у нас все сошлось". "Если предположить, что вакуум наполнен виртуальными частицами, то все сходится". "Модель Большого Взрыва так хорошо коррелировала с Библией, что физики были вынуждены искать теории, исключающие Большой Взрыв". "Теория струн отлично описывает мир, в котором тридцать с гаком измерений". Я, конечно, передергиваю, я же гуманитарий, но готовность современной физики принести Вселенную в жертву математике отчаянно смердит махровым пифагорейством. Не надо так!
Но, несмотря ни на что, книжка очень полезная и, что называется, must read.
Роджер Желязны "Ночь в одиноком октябре"
Моя первая аудиокнига, скачанная для велопрогулок. Не представляю, как люди умудряются слушать серьезную сложную литературу, для меня предел сложности - фантастические романы, и то сложно уследить за чужим чтением, когда приходится контролировать всякие светофоры и повороты, а кто-то же и за рулем слушает книги.
Рассказывать же что-то о книгах, настолько известных и почти всеми уже давно прочитанных, почти бессмысленно. Таинственные игроки, каждый из которых имеет в напарниках какого-то зверя, сходятся для участия в Игре, цели в которой у команд прямо противоположные: одни стремятся выпустить из заточения всяких ктулху и прочее реликтовое зло, другие - удержать ворота запечатанными и не пустить зло в наш мир. А события романа разворачиваются в течение месяца предыгровой подготовки. Постмодернистски господин Желязны раскладывает перед читателем пасьянс из самых знаменитых образов и героев приключенческой литературы: Дракула, Франкенштейн, оборотни, маньячины, колдуны и прочие персонажи традиционно фактурны и узнаваемы с первых слов. Их взаимодействия основательны, последовательны, развитие сюжета - как по учебнику. После всяких экспериментальных современных романов такая книга читается (слушается) как старый друг, очень мило.
Милан Кундера "Книга смеха и забвения"
Я люблю Кундеру как писателя и не люблю как человека. Он слишком мелочный, гаденький, паразитирует на позиции жертвы советской диктатуры и не выказывает желания самостоятельно сделать что-то для своей жизни. К оплакиванию себя любимого он возвращается от романа к роману, при этом потрясает кулаком в сторону всего российского и заламывает руки как девчонка. Постепенно это раздражает все сильнее и сильнее, и хочется вытряхнуть из его романов всю шелуху, что растрясло по строчкам и главам авторское уязвленное эго.
"Книга смеха и забвения" рассказывает о роли памяти и отношения к прошлому в настоящей жизни человека и о преображении действительности смехом. Это роман в вариациях, показывающий читателю разных людей, раздавленных грузом прошлого и желающих прошлое удержать, растоптать, изменить или победить. Кто-то стыдится своего прошлого, кто-то видит в нем смысл своего существования и живет задом наперед, и все истории отдельных людей отражаются, как в кривом зеркале, в истории их страны. Постепенно автор отстраняется от героев и ударяется в лирические размышления о своем прошлом, знаках и символике, красоте, уродливости, о биении жизни и трагизме человеческих судеб - и вот когда он наконец отступает от роли жертвы и приглядывается к себе, и начинается искренняя, звенящая, печальная проза, за которую я и люблю Кундеру. Когда он дает команду "отбой!" русским танкам и позволяет им перестать утюжить его внутренности, он может быть до музыкальности тонок в анализе всего самого сокровенного и личного.
А теперь детская литература.
Ирмгард Койн "Девочка, с которой детям не разрешали водиться"
Неожиданно это самая потрясающая детская книжка из прочитанных мной за последний год. Она рассказывает о событиях вековой давности, но если убрать некоторые приметы эпохи, она будет современной от первой до последней страницы - дети в любом историческом периоде прекрасны и непосредственны.
Главная героиня - это настоящая беда для родителей и школы, маленький злобный вихрь и отчаянный ураган, фонтанирующий идеями, одна другой разрушительнее. Она не играет с приличными девочками, слишком рафинированными и скучными, а носится с компанией малолетних негодяев, и всей бандой они попадают в разные страшные и комичные ситуации. А поскольку повествование ведется от первого лица, все детские эмоции (знакомо - через край), все удивление, радость, ужас, надежды и разочарования - как на ладони. И при этом они звучат не фальшиво, а абсолютно искренне и в полном соответствии с возрастом, что редко удается взрослым писателям, которые обычно вносят скучное и рассудительное взрослое видение в книжки про детей - и герои начинают там воспринимать мир, как маленькие старички. Но героиня госпожи Койн не такая, она открыто и спонтанно расписывает свои мелкие хитрости и наблюдения, с подлинной непосредственностью называет вещи своими именами, что любой взрослый постеснялся бы сделать. И за простыми подмеченными ею мелочами, которые она видит детским зрением и приписывает им понятный нехитрый смысл, порой открываются целые бездны и трагедия судеб целого поколения, а порой - глупость и неуклюжесть общества. Чаще же это смешной, но справедливый детский суд. Например, почему взрослые диктуют детям, с кем те должны или не должны играть, хотя сами заводят куда более худшие знакомства?
Я в полном восторге от приключений маленькой вредины и того, как она их описывает. Действительно, сбежать со званого обеда, чтобы посоревноваться, кто больше навоза принесет соседскому дворнику с целью выиграть злобную, кусачую, клокастую дворнягу - это несказанно круто. Дворнягу, кстати, называют "пылкой Марией" - и одно только это словосочетание, по-моему, характеризует ее полностью. А из таких ярких образов книжка состоит чуть менее, чем полностью.
Роб Буйе "Все из-за мистера Террапта"
Нормальная книжка для подростков про то, как не быть мудаком.
Рассказывает про то, как в класс приходит новый учитель и в силу своей мудрости, внимательности и индивидуального подхода разруливает накопившиеся в классе проблемы и недопонимание. И разные по внутреннему складу и воспитанию дети начинают находить пути друг к другу. А потом происходит несчастный случай, который становится испытанием и важным этапом взросления всех участников событий, включая родителей.
Первая половина книжки вполне годная, вторая - уже ощутимо натужная и немного искусственная, слишком уж ладная. Но, возможно, детям лучше показывать простые решения сложных проблем, а не как в жизни: тридцать раз вокруг ноги, через плечо и в сапоги.
Ульрих Хуб "Ковчег отходит ровно в восемь"
Небольшой спойлер: маленькая и незамысловатая книжка о том, почему в каждом голубе есть немножко пингвина.
А вообще это небольшое переосмысление мифа о Ноевом ковчеге с фантазией о том, что могло бы получиться, если одна пара животных попыталась бы нелегально захватить на борт третьего. С попутными размышлениями и трактовкой некоторых фраз и постулатов из Библии в игровой форме. Собственно, нарушителями порядка являются три пингвина с на редкость гадкими характерцами, да и все остальные герои какие-то неприятные личности, а их диалоги только изредка забавны и остроумны, но всегда смелы почти до богохульства.
Идея хорошая, но кроме любопытных комментариев о том, что хотел Бог, что у него вышло и что это все значит, воплощение получилось скучноватым, а герои - не симпатичными. Можно было сделать лучше.
Мария Ботева "Мороженое в вафельных стаканчиках"
У Марии я читала отличную книжку "Световая азбука", в которой было две интересные сказки, и нужно сказать, что именно сказки удаются этому автору на отлично. А вот попытка написать более реалистичную прозу провалилась.
Книжка состоит из трех повестей: первая - о многодетной семье странных, но милых людей, вторая - о том, как девочка поступает в новую школу и осваивается в классе спасателей, третья - о том, как встречаются, влюбляются и проводят друг с другом время чуднЫе мальчик и девочка. Автор пытается привнести дозу сказочности в каждую из историй, но не находит ни нужного соотношения, ни корректной формы выражения, и в результате все это выглядит каким-то ершом. Или сиамскими близнецами, которых отчаянно хочется разделить, развести явь и сказку, пока герои окончательно не замылились.
Лучше пусть пишет просто сказки, хорошие, красивые сказки с соразмерными друг другу немного сюрреалистичными образами. В последней повести доза сказочности самая большая - и она уже гармоничнее остальных.
Энн Файн "Ответный удар кота-убийцы"
Почему-то книжки про кота-убийцу любят, и переиздают, и покупают. Но мой второй опыт снова оказался скорее неудачным. Мне было скучновато и немного баянно читать про похождения беспринципной, злобной, тупой зверюги. И несмешно.
сейчас я с трудом, но осиливаю голографическую вселенную.
fairy queen, она есть у меня в вишлисте
Но я многого от нее не жду, потому что действительно хорошие книги о воображаемых друзьях не используют этого словосочетания ни в названии, ни в тексте. И издана она в очень странной серии.
Впрочем, "Не летай" была куплена во времена институтства, в день, когда отменили пары, но шёл снег... а на кассе мне робко сказали: - У вас, деушка, тушь вся потекла... но ещё не от стихов!
И я по ней люблю гадать... идеально получается - каждые святки и вообще... в любой непонятной ситуации.
Про "Куманику" - мы в неё играем с 2009 года, т.к. Морас - Филибер, а я - Саша. И в какие-то очень трудные периоды (похорон, расставаний, болезней) мы друг друга так и называем, когда одни. Фиона - моя любимая выдуманная женщина (впрочем, они с Зоей Брага из одной... из одного гранатового зёрнышка, короче.
Конечно, самое любимое лучше иметь на бумаге, но проходного чтения не избежать, и мне все жальче и жальче тратить на него место. А в условиях, когда и бумажное чтение достать сложно, киндл - самый безболезненный выход.
Словом, удивительно, почему ты еще не. Переходи на темную сторону силы!
Я как-то редко гадаю по книгам, забываю, хотя это хорошее дело.
Застала ли ты наше гадание по тысяче писем Веры Павловой? Я уже не помню, кто успел там поучаствовать, но было здорово.
Немного завидую тебе. Это такая редкость и так ценно - иметь друга по чтению, с которым можно разделять жизнь внутри книги. Один из самых страшных видов одиночества для меня - это увидеть в продаже ставшую редкой очень хорошую и близкую мне книгу и понять, что совершенно не для кого ее купить. Это как иметь целый мир, в который некого привести.
или обложка сильно понравилась... и так, что с первых строк что-то зацепило. Ну, некоторые девушки, наверное, так туфли выбирают (а для меня туфли всё-таки больше практичную функцию выполняют, чем эстетическую - и не станешь их часто покупать. А то, что не нравится - отношу в книжный шкаф (он находится за углом садика, где я работаю). Плюс - одариваю и одалживаю коллег (на самом деле только И.В. и Е.А., но всё-таки - они падки на всех Ульф Старков и Анику Тор).
Да, помню) - но гадание по Вере Павловой оно такое... однобокое немного))) - хотя... раз мне выпало на день рождения "Их штербе" (я умираю))) - всё логично, да.
Про киндл - я оттягиваю этот момент - и так слишком много техники в жизни... хочется ещё поэстетствовать (вот, например, я не пишу ручкой на бумаге уже... и завидую тем, кто пишут... в общем, жаль будет и книги потерять).
У меня не очень много гаджетов. Ну, компьютером пользуюсь, конечно, нетбуком. Плюс всякое кухонное и просто бытовое, но это и не гаджеты, а просто техника. Телефон у меня только для звонков и старенький. Плеер (редко) и фотоаппарат. Вот, до конца прошлого года была электронная книжка.
Я не ощущаю перегруженности электроникой, я для этого еще и очень большая ретроградка, плохо включаюсь в модные веяния, предпочитаю все делать по-старинке.
Но писать мне лучше все же на компьютере: так проще переделывать отдельные куски текста, да и печатаю я, пусть и медленнее многих, но все же быстрее, чем пишу от руки, поэтому лучше успеваю за своей мыслью. На бумаге делаю только пометки, заметки, наброски сюжетных ходов, схемки и конспекты. А когда непосредственно текст - только печатаю.
Опять же мама всегда находится в депрессии, а мне бы хотелось как можно дольше быть легкомысленной, т.к. только так можно выжить и выкарабкаться (как леди Гамильтон (до трагической любви в изображении Вивьен Ли.
Я не могу сказать, что люблю вот прям мрачные книги и фильмы. Скорее драматичные, но у меня, опять-таки, свои какие-то представления о том, где внутренние конфликты развиты достоверно и глубоко, а где - так себе.
Июлька, ну, спасибо!)
При том, я понимаю, что таких высот в ощущении жизни мне, увы, не достигнуть, но... мне хочется к такому стремиться (у меня учительница такая - всегда с юмором откликается на мои выпады и... с юмором восприняла даже ситуацию 2010 года (хотя и плакала в учительской, когда я не видела) - а потом я, со временем, узнала, про всех её бросивших мужчин, про сумасшедшего мужа, который избивал, про того, который бросил с ребёнком, про того, который ушёл и пришлось делать аборт, т.к. не было денег, про годы хождения на работу пешком за 17 остановок, т.к. работа в школе. Но... потрясающая юморная жизнерадостность. Как-то так.
Пишите чаще, афтор, короче - люблю твои посты о книгах (ну, и о детях, конечно, - ты знаешь мои непритязательные вкусы)))
Грубо говоря, Юнг подразумевал под интроверсией сосредоточенность на свей внутренней жизни, а под экстраверсией - жизнь внешним миром. В первом случае человек придает объектам новый субъективный смысл, во втором - воспринимает их в совокупности их объективных свойств.
«Экстравертированные натуры ориентируются на данные конкретные факты, интровертированный человек вырабатывает собственное мнение, которое он как бы „вдвигает“ между самим собой и объективной данностью» (с)
Как-то так.
Карл Леонгард хорошо пишет об этом, но его надо читать в первоисточнике, а не пересказы из учебников. В учебниках все вообще забавно обобщается и анализируется.
Спасибо, что исправила! - а то бы так и думал%
Но я Юнга люблю больше, чем Айзенка, да и первым был именно Юнг, поэтому я ориентируюсь на него. поэтому меня смешат и чуть-чуть раздражают картинки из соцсетей, на которых рисуют одинокого человечка и подписывают в духе: "Я интроверт, я не люблю людей" и т.п. Потому что это примерно как: "Я люблю физику, потому что у меня Эйнштейн на футболке"))
Но все равно авторы картинок в интернете на околопсихологические темы чаще всего вопиюще некомпетентны, какую концепцию ни возьми.
хотя любовь к каким-то вещам из прошлого осталось. как и с коллегами, которые не читали ГП... но ведь я их люблю. и Дж.Р. люблю... и как тут быть?
- брать паузу в отношениях, - решила.
А ещё я сидела и смотрела на директора - скажет что-нибудь? он раз сказал, что вы (дети восьмидесятых вообще) принадлежите поколению ГП, а ваши старшеклассники - нет. Поэтому они вас и не понимают... что-то в этом есть, - всё думала.
Но директор умный и... молчал сидел.
Так эта учительница молоденькая теперь, кажется, специально перечитает все тома сейчас (она в декрете), чтобы проверить - влияет?
короче, я её интровертно полюбила втайне - а то никак не могла её молодость и наивность перенести (лет ей 34, но это ничего не значит). В общем, только поколению 80-ых и рассказывать, - а то месяц это в себе прокручиваю. как завзятый экставерт, любящий людей и уже отдельная тема - придуманных, и как у Мораса. Меня ведь Л за журнал разлюбила - там все придуманные, - говорит. Да и Б так говорил... и СМД, если бы читала...
И прочитать ГП, когда тебе за 20 - это одно, а когда 12-15 - совсем другое, по-моему. Мы скорее поколение, опоздавшее к ГП, бежим-бежим на платформу 9 3/4 - и бабах лбом об стену...
Я не знаю, как общаться с людьми "не читал, но осуждаю". Совершенно точно, нет смысла рассказывать им, как это здорово, потому что у них сам фильтр восприятия настроен в регистре высокомерного презрения. Разве что стараться не касаться этой темы.
Но когда количество важных для меня тем, которые собеседнику не интересны, достигает критического значения, я уже не могу нормально дружить. Мне начинает казаться, что демонстративное неприятие того, что я люблю, - это неприятие непосредственно меня, самого центра моей личности. Как будто яблочко едят, а семечки сплевывают -
нахуйзачем мне такие отношения? Я, может, не пожрать пришла, а дерево посадить...Но это лирика всё
Про "всех придуманных" у меня есть своя теория. Ну, не совсем теория, так, мысли по поводу. Что переосмысление и переживание своей жизни как собственного литературного произведения - это вид высокоорганизованного защитного поведения. Так что это неплохо даже, хотя и может причинять неудобство окружающим, у кого личность недостаточно гибкая, но это уже их проблемы.