"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)


Кэтрин Валенте "Девочка, которая провалилась в Волшебное Подземелье и утащила с собой Развеселье"
Вторая книжка о приключениях девочки Сентябрь в Волшебной стране. Наверное, уже можно уверенно сказать, что я люблю эту серию, потому что после одной отличной книги делать выводы преждевременно, удачные старты часто оборачиваются сокрушительными провалами, но вторая годная книжка подряд - это уже заявление.
Если первая часть была юнгианской ровно в той же степени, как и любая хорошая сказка, то вторая - это просто какой-то поэтически обработанный учебник по аналитической психологии, серьезно. Тень в ее юнгианском понимании вообще часто становится одним из мотивов художественных текстов, но обычно о ней пишут заковыристо, или туманно, или заковыристо и туманно одновременно. А у Валенте все просто, как на пальцах: вот изнанка, она есть у всех, она противоположна тому, что мы привыкаем считать ядром своей личности, и нет, ее нельзя победить, единственный способ как-то с ней совладать - это диалог. А чтобы он состоялся, нужно спуститься в Подземелье, перекраситься (как мне нравится, что у Валенте обряды снаряжения героя в путешествие занимают особенное место в рассказе), совершить ряд поступков, обрести несколько магических предметов и найти попутчиков, принять помощь встреченных существ, сделать выбор... Как-то отчетливо видишь, что во время написания этой истории по обеим сторонам автора стояли лично Карл Юнг и Владимир Пропп и по очереди гладили ее по головушке. Либо она скрупулезно изучала матчасть, либо можно смело начинать завидовать ее чутью.
Мир теней жуток. Это чувствуется не в описаниях, не в атмосфере, сложно сказать, в чем именно. Многие тени даже очень милы и безобидны, но все равно от них "просто трясет" (с). Вокруг все черно, луна не настоящая, существа словно рисунки на рисовой бумаге, тоже не совсем настоящие, ничто и никто не надежен. Если надземная Волшебная страна раскатывается во все стороны как безразмерная скатерть, то Подземелье подобно бездонной норе с осыпающимися стенками. А впереди же целая миссия, нужно собраться и как-то действовать...
В конце, наверное, нужно признаться в любви к отдельным главам, но никаких спойлеров! Спойлеры - это мой частый грех, если честно, но в отношении некоторых книг я заставляю себя заткнуться. Не потому что "убийца - дворецкий" и дальше читать становится не интересно, а потому что читать про каждого нового персонажа самостоятельно, узнавать в нем кого-то уже знакомого - это удовольствие, которого лишать преступно, ящитаю.

остальное

@темы: с запахом типографской краски, impressions

Комментарии
04.08.2015 в 10:26

"Yes, Virginia."
а мне фильм "Хорошо быть тихоней" не понравился так, как книга. при том, что Чбоски сам сценарий к нему писал. то есть, сценарист он всё-таки пока слабоватый, в отличие от писателя. а сама история - мне показалось, что это такой современный Холден Колфилд, травмированный, рефлексирующий и так далее.
04.08.2015 в 13:11

юдифь с головой олорифма
Надо же. Кто-то кроме меня разделяет со мною полное непонимание "Дома странных детей". Нескладывающийся паззлик, странные (в смысле — слабые) герои, невнятный мир, логические несостыковки, нестрашная бука, сюжет, безбожно слитый во второй части, слитый же конфликт возраста героев (дети? взрослые? какие-то игры в любовь?) — и полное отсутствие атмосферы (а за атмосферу можно было бы простить всё остальное).
И эта подгонка текста к картинкам (а описав один раз картинку, автор тут же о ней забывает. Что это — интернат для детей? Цирковая труппа? Цирковая труппа упоминается как бы вскользь, а потом этот кусочек торчит на тексте как плохо пришитая заплатка. Алле-оп.) Вторая часть хуже, честное слово.

Я бы, может, не расстраивалась так, если бы столько доверенных рецензентов не отозвалось об этой книге положительно. И ещё — её же экранизируют, да?
04.08.2015 в 18:37

"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)
Heavy Rain, да я просто люблю фильмы про подростков до потери критичности. А еще я сначала посмотрела фильм - это тоже играет роль в оценке "что лучше, фильм или книга".
А "Над пропастью во ржи" я не люблю. То ли прочитала поздно, то ли еще что, но у меня вообще Сэлинджер не идет, поэтому я с Холденом Колфилдом я редко сравниваю других героев. Мне кажется, рефлексивность и травмированность - эвполне типичные черты рассказчика, от лица которого ведется повествование (а рассказ-дневник - особенно), тут не чье-то изобретение, а требования формы. Если кто-то ведет длинный рассказ, значит, это должно быть ему нужно.
Я, в общем-то, люблю таких героев, они бывают занудны, но они молодцы.

rockatansky, да, я наткнулась как-то на Кинопоиске на страницу будущего фильма. Там информации почти не было, но вроде актерский состав уже известен. Снимают, по ходу. Этого и следовало ожидать, Риггз же сам из киношной среды.
04.08.2015 в 18:44

"Yes, Virginia."
Savelle, А "Над пропастью во ржи" я не люблю.
я тоже не очень, на самом деле. я больше повести о Глассах люблю.

да я просто люблю фильмы про подростков до потери критичности. А еще я сначала посмотрела фильм - это тоже играет роль в оценке "что лучше, фильм или книга".
а я вот вроде тоже сначала фильм смотрел и фильмы о подростках люблю, но почему-то нет, не получилось.
а ты не смотрела сериалы британские про подростков, которые Skins и My mad fat diary? интересно, понравилось ли.
04.08.2015 в 19:04

"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)
Heavy Rain, Skins только одну серию осилила, второй пока не смотрела, он у меня на майшоус болтается в статусе "буду смотреть", но я до него не добралась пока.