Кэтрин Валенте "Девочка, которая провалилась в Волшебное Подземелье и утащила с собой Развеселье"Вторая книжка о приключениях девочки Сентябрь в Волшебной стране. Наверное, уже можно уверенно сказать, что я люблю эту серию, потому что после одной отличной книги делать выводы преждевременно, удачные старты часто оборачиваются сокрушительными провалами, но вторая годная книжка подряд - это уже заявление.
Если первая часть была юнгианской ровно в той же степени, как и любая хорошая сказка, то вторая - это просто какой-то поэтически обработанный учебник по аналитической психологии, серьезно. Тень в ее юнгианском понимании вообще часто становится одним из мотивов художественных текстов, но обычно о ней пишут заковыристо, или туманно, или заковыристо и туманно одновременно. А у Валенте все просто, как на пальцах: вот изнанка, она есть у всех, она противоположна тому, что мы привыкаем считать ядром своей личности, и нет, ее нельзя победить, единственный способ как-то с ней совладать - это диалог. А чтобы он состоялся, нужно спуститься в Подземелье, перекраситься (как мне нравится, что у Валенте обряды снаряжения героя в путешествие занимают особенное место в рассказе), совершить ряд поступков, обрести несколько магических предметов и найти попутчиков, принять помощь встреченных существ, сделать выбор... Как-то отчетливо видишь, что во время написания этой истории по обеим сторонам автора стояли лично Карл Юнг и Владимир Пропп и по очереди гладили ее по головушке. Либо она скрупулезно изучала матчасть, либо можно смело начинать завидовать ее чутью.
Мир теней жуток. Это чувствуется не в описаниях, не в атмосфере, сложно сказать, в чем именно. Многие тени даже очень милы и безобидны, но все равно от них "просто трясет" (с). Вокруг все черно, луна не настоящая, существа словно рисунки на рисовой бумаге, тоже не совсем настоящие, ничто и никто не надежен. Если надземная Волшебная страна раскатывается во все стороны как безразмерная скатерть, то Подземелье подобно бездонной норе с осыпающимися стенками. А впереди же целая миссия, нужно собраться и как-то действовать...
В конце, наверное, нужно признаться в любви к отдельным главам, но никаких спойлеров! Спойлеры - это мой частый грех, если честно, но в отношении некоторых книг я заставляю себя заткнуться. Не потому что "убийца - дворецкий" и дальше читать становится не интересно, а потому что читать про каждого нового персонажа самостоятельно, узнавать в нем кого-то уже знакомого - это удовольствие, которого лишать преступно, ящитаю.
остальноеКрис Ридделл "Юная леди Гот и призрак мышонка"
У Ридделла книжка сконструирована тоже идеально. Представьте себе огромный, загадочный, сложносочиненный особняк; его чудаковатого и разбитого горем владельца; его любопытную и немного шкодливую дочь, ищущую, но не находящую отцовской любви и умирающую со скуки; внезапную компанию разношерстных подростков; злобного и опасного слугу, затевающего какую-то огромную подлость. И все это в контексте приближающегося праздника, на который прибывают весьма эксцентричные гости. А теперь вспомните, какие иллюстрации рисует Крис Ридделл, и добавьте к этому литературную игру а-ля "найдите стопицот произведений английской литературы на этой картинке". Тут не картинка, а история, но стопицот произведений английской литературы присутствуют и вполне легко угадываются.
Стивен Чбоски "Хорошо быть тихоней"
Половина популярности Чбоски в России - это, конечно, стриженая Гермиона сначала в фильме, а потом на обложке книги. Как вообще можно не любить Эмму Уотсон?
Фильм симпатичный, кстати, хотя и прилизанный, книжка грубее, но существенной разницы между ними нет. Оно и понятно, в создании фильма же сам Чбоски поучаствовал, не дал скатиться.
Тут у нас история про сильно замороченного, рефлексирующего мальчика, который идет в новую школу и встречает там отличных людей, с которыми пытается дружить. Дружить получается то лучше, то хуже, но в целом он справляется, хотя и предстает зрителю/читателю подозрительно не от мира сего, какая-то проблема не выпячивается, но явно присутствует и влияет на все происходящее. Выясняется-то в итоге, что все дело в абьюзе и что взрослым нужно поменьше быть уродами самим, чтобы не уродовать мимоходом детей, и что даже если все выглядит вполне сносно, видимость может маскировать самые разные стрессы, неврозы и комплексы. Фильм сосредоточен на жизни компании, книга больше внимания уделяет семье и течению ее жизни, еще в книге больше сцен секса и тем, связанных с сексом. Чбоски, конечно, смело так заявляет: я вам сейчас расскажу, как подростки узнают "про это" и как что интерпретируют. И рассказывает подробно, но без занудства и трэша.
Книжка вроде как успела даже побыть запрещенной, но зря. Она не развращения ради существует, а ради обозначения проблемы. И вообще, ее даже можно назвать оптимистичной. Во всяком случае, я в книгах вижу оптимизм не в том, какие события описываются, а в том, как подаются герои. У Чбоски они и их проблемы описаны очень трогательно и с любовью.
Ренсом Риггз "Дом странных детей"
Вот эту книжку все любят, а мне она совершенно не понравилась.
Во-первых, обман начинается уже в том, что ее продают, ставят на полки в магазинах как взрослую художественную литературу, хотя оказывается, что это махровейший "янг эдалт". Грубенький, простенький, черно-белый и с убогим языком.
Во-вторых, главной фишкой книги заявлены вписанные в сюжет старые фотографии со странными сюжетами. Жизнь в начале 20 века, это известно, может любого современного постмодерниста и сюрреалиста заставить нервно курить в коридоре. Фотоподтверждений тому - гора, и часть предлагается нам как раз в этой книге. Фото действительно странные, но они не работают на историю от слова "совсем". Создается впечатление, что автор просто набрал фотографий, а потом задался целью написать книгу так, чтобы всех их можно было использовать. Все эти открывания героями фотоальбомов выглядят как заплатки и искусственная подгонка картинки к тексту, а скорее даже текста к картинке.
Да и вообще весь текст скроен неаккуратно. Например, новый приятель рассказывает главному герою про чудовищ, которые жрут людей из особой, прячущейся расы, но могут и обычными закусить. ГГ спрашивает, а чего тогда про случаи пожирания простых людей ничего не говорят по ящику и в газетах. Приятель отвечает: а это потому что обычные невкусные, монстры их редко едят, их основной рацион - особые. "Так вы же искусно прячетесь!" - "Ну да, мы прячемся, поэтому чудовищам обычно приходится простых людей хавать". И эта противоречивая информация дается в пределах одной страницы. Там вообще очень много нелогичного, в этой книжке, что можно было бы отредактировать без ущерба основным линиям.
Но в рамках "плакали, кололись..." я все равно купила вторую часть - для дочки, но в гамаке и я когда-нибудь прочитаю. В гамаке и не такое хорошо идет.
Грэм Джойс "Безмолвная земля"
Ни много ни мало, а самая настоящая фигня из-под ногтей от автора "Зубной феи". То есть человек, который выдал очень годную литературу, может взять и написать феноменальное говнище. Фабула-то симпатичная, не новаторская, но с хорошим потенциалом, да и составные части Джойс подбирает аккуратно и придирчиво, складывает из них историю как карточный домик. А выходит все равно ерунда.
В центре у нас пара, которую преподносят чуть ли не как молодоженов, а оказывается, что они 10 лет женаты, ну да ладно. Пара эта едет на горнолыжный курорт, на одном из склонов попадает под лавину, откапывается, приходит в сторожку - а там никого, приходит в отель - там тоже никого. Они пытаются позвонить во внешний мир, пытаются уехать, но ничего не выходит: они то застревают по дороге, то приходят по кругу обратно. И так день за днем. И тут вдруг понимают, что продукты на столе кухни за все это время не протухли... Дальше все страньше и страньше: оказывается, что они по-разному воспринимают все вокруг и по-разному ощущают себя, один мерзнет, другой не чувствует дискомфорта, один забывает вкус продуктов, другой забывает прошлое, а еще появляется давно умерший пес - и они начинают задумываться, а не умерли ли они под лавиной-то. Куча деталей кажутся разрозненными, но в конце складываются едва ли не в идеальный паззл. И это было бы мило, и даже возник бы вопрос: а что не так с книжкой-то?
Но ее главная проблема расшвыривает все карты, не давая собраться домику до конца. Главная проблема романа - это картонные, скучные, плоские герои, которые еще и разговаривают, как гопники из Мухосранска. Их бесформенность и бледность становится особенно очевидной в контрасте с двумя историями о смерти их отцов в прошлом, только в этих историях роман начинает приобретать объем, но снова теряет его по завершению, и перед нами опять условная тетенька и условный дяденька без истории, без характера, без мотивов, без индивидуальности и с бедной быдлоречью. Между ними не происходит ничего значительного, никаких споров, никакого межличностного конфликта, ничего. И они просто сливают всю книжку, начиная с первых страниц.
А, вот, еще в этой книжке есть лошадка, которая срет радугой. Буквально.
Скажите мне, что остальные книжки у Джойса больше похожи на "Зубную фею".
И эта подгонка текста к картинкам (а описав один раз картинку, автор тут же о ней забывает. Что это — интернат для детей? Цирковая труппа? Цирковая труппа упоминается как бы вскользь, а потом этот кусочек торчит на тексте как плохо пришитая заплатка. Алле-оп.) Вторая часть хуже, честное слово.
Я бы, может, не расстраивалась так, если бы столько доверенных рецензентов не отозвалось об этой книге положительно. И ещё — её же экранизируют, да?
А "Над пропастью во ржи" я не люблю. То ли прочитала поздно, то ли еще что, но у меня вообще Сэлинджер не идет, поэтому я с Холденом Колфилдом я редко сравниваю других героев. Мне кажется, рефлексивность и травмированность - эвполне типичные черты рассказчика, от лица которого ведется повествование (а рассказ-дневник - особенно), тут не чье-то изобретение, а требования формы. Если кто-то ведет длинный рассказ, значит, это должно быть ему нужно.
Я, в общем-то, люблю таких героев, они бывают занудны, но они молодцы.
rockatansky, да, я наткнулась как-то на Кинопоиске на страницу будущего фильма. Там информации почти не было, но вроде актерский состав уже известен. Снимают, по ходу. Этого и следовало ожидать, Риггз же сам из киношной среды.
я тоже не очень, на самом деле. я больше повести о Глассах люблю.
да я просто люблю фильмы про подростков до потери критичности. А еще я сначала посмотрела фильм - это тоже играет роль в оценке "что лучше, фильм или книга".
а я вот вроде тоже сначала фильм смотрел и фильмы о подростках люблю, но почему-то нет, не получилось.
а ты не смотрела сериалы британские про подростков, которые Skins и My mad fat diary? интересно, понравилось ли.