Такие дела, "любовная лодка разбилась о быт" (с), а конкретнее: решая жилищные и бытовые вопросы, я совсем перестала записывать свои впечатления от книг. Сейчас прошло очень много времени, и расписывать подробно сложно и "к тому же влом" (с), поэтому я вот буквально парой слов обозначу, что я думаю по поводу последних книг 2015 года.
Рой Якобсен "Чудо-ребенок"Я даже помню, как приобрела эту книгу - это была импульсивная покупка на Лабиринте во время акции на издательство Корпус. Я тогда купила несколько книг целенаправленно, а эту забросила в корзину до кучи, но именно эта книга оказалась самой крутой из всех. Ну, бывает.
Мало ли книг скандинавских авторов о семейных проблемах глазами ребенка? Дофига! Но именно эту книжку отличает некоторая особенная интонация, манера речи рассказчика. Повествование ведется от лица повзрослевшего рассказчика о временах, когда он был ребенком, и эта особенность совершенно круто отражена в его речи, которая, с одной стороны, изобилует кучей простых речевых конструкций, которые цепляются одна за другую, как бусинки на нитке, но, с другой стороны, выстраиваются в длинное и связное предложение. Получается здорово, на самом деле, и книга отличается от остальных с похожим сюжетом именно языком, способом видеть мир и отображать его.
Что касается сюжета, все достаточно ясно изложено в аннотации. Есть мальчик, который живет вместе с мамой, денег у них мало, но они стараются как-то протянуть своими силами и отдать в аренду одну из комнат их квартиры. Мальчику приходится переехать в комнату к маме, но тут появляется еще одна проблема: им подкидывают дочку папаши от второго брака, мол, заботиться о ней больше некому, а девочка очень странная и заторможенная. Случается так, что проживает эта девочка с ними год, и за этот год мама и сын, как водится, успевают значительно вырасти, осознать ответственность за свою жизнь, вот это вот всё. История-то банальная, вся фишка в том, КАК она рассказывается.
Очень рекомендую, да.
...Чайна Мьевиль "Вокзал потерянных снов"
Мьевиля не прочитал только ленивый, вот и я добралась. Мне понравилось значительно сильнее "Крысиного короля".
Претензии у меня только к переводу. У кого-то из очень уважаемых мною блогеров была рецензия, в которой очень восхвалялся язык автора, его богатый словарь, оперирование редкими и устаревающими словами - дескать, читаешь со словарем и испытываешь удовольствие. К сожалению, на русском все очень бедно и блекло, я даже хотела поругать за скудность описаний, но, цитируя доктора Быкова, "эвоно как!"
Мир, в котором сосуществуют самые разные и причудливые расы придуман и описан Мьевилем ровно настолько, чтобы уже порадоваться изобилию и внутренней согласованности, но еще не начать занудствовать и не требовать больше деталей, больше. Раздражают только обстоятельные и абсолютно ненаучные описания научных вроде бы изысканий главного героя, там такая чухня нагорожена - вот ее бы лучше пунктиром наметить, чтобы не отсвечивала особо, а не гнать подряд на несколько страниц. А в остальном годно вполне. Вопросы ответственности и расплаты для городского фентези не совсем типичны вроде как, но то, как они решаются, и придает роману его привлекательную чернушность и пессимистичность, а вовсе не гирлянды из нашинкованных Пауком ушей, хотя последние тоже хороши.
Джон Коннолли "Книга потерянных вещей"
Коннолли обычно пишет детективы, если я правильно помню, и этот факт, по всей видимости, и ввел в заблуждение издателя, который выпустил "Книгу потерянных вещей" в детективной серии. По сути же это одна из переработок старых известных сказок и отдельных сказочных образов для взрослых. В принципе, это сейчас модно, и выделиться на общем фоне можно только привнеся в историю что-то свое. В данном случае мы имеем дело с удачным образцом, книга в меру самобытна и в меру традиционна, сюжет не провисает, мотивация героев не вызывает вопросов. Короче, ОК.
Ульф Старк "Мой друг Перси, Буффало Билл и я"
Из аннотации кажется, что книга о том, как эксцентричный дружбан влезает в жизнь главного героя и перетягивает на себя все внимание и заботу, но в действительности книга о том, как более смелый друг помогает робкому приятелю найти общий язык с дедом, почувствовать себя увереннее в общении с ровесниками и реализовывать собственные способности. У Ульфа Старка всегда книжки о подростках одновременно простые, смешные и немного печальные. Один образ деда, который ходит и обнимает камни, потому что переживает из-за того, что его жена никогда его не любила, чего стоит.
Это были удачные книги, а теперь бегом по книгам, которые можно коротко охарактеризовать как "э-э-э..."
Берт Хеллингер "Порядки любви". Хеллингер - это такой мудак от психологии, чувак, который сам себе нацепил нимб и на любую критику отвечает: "бе-бе-бе". Ему что-то взбредает в голову и он утверждает это как истину вот просто потому что. И ни капли этого не стесняется. А всех, кто сомневается, душевно посылает нах. В принципе, вся книга (которая представляет собой стенограмму семинара) у него построена так: протагонист делает расстановку своей семьи, Хеллингер перестраивает ее и говорит что-то вроде: "А теперь встань на колени, поклонись отцу и скажи: спасибо тебе, батя, что ты меня насиловал все детство, и как мне жаль, что тебе приходилось это делать", и если протагонист соглашается, гуру говорит, мол, теперь твоя жизнь наладится и яблоки посыпятся в рот, а если не соглашается, гуру говорит, типа, ничего-то ты не понял, болезный, вот и будешь дальше жить как дерьмо в проруби. Короче, я хотела составить мнение на основании первоисточника, я его составила, а рекомендовать это смысла нет.
Анастасия Малейко "Моя мама любит художника". Все бы ничего, но в книге совсем нет конфликтов и какой бы то ни было движущей силы. Все герои милые и пушистые, часто еще и неправдоподобные, с вычурными хобби и мультяшностью быта и нравов. Все со всеми дружат, все всем помогают, даже плюнуть некуда. В итоге - скучно.
Нил Гейман "Но молоко, к счастью..." Гейман классно пишет сказки для взрослых, но для детей получается вообще ни о чем. Пусть скажет спасибо Ридделлу, потому что его иллюстрации делают всю атмосферу истории.
Наталья Щерба "Часовая битва". У этой книги есть один несомненный плюс - она последняя в серии. Короче, я вообще не поняла, зачем я это все прочитала. Косноязычие Щербы просто фантастическое и достигает уже каких-то запредельных высот.
Нина Хеймец "Клуб любителей диафильмов". Все рассказы данного сборника построены по одной схеме: Хеймец придумывает какой-то интересный фантастический образ и пытается вписать его в какой-нибудь обыденный контекст. Получается криво и ни о чем, потому что честнее было бы просто написать список по пунктам, но это слишком коротко, поэтому автор заворачивает каждую картинку в обертку из рассказика. К середине книги уже устаешь разворачивать эти фантики.
мне не понравился "Вокзал потерянных снов" именно из-за бесконечных, непонятно зачем сделанных описаний, граничащих с графоманией какой-то уже. как будто снова Айн Рэнд прочитал - книга вроде бы интересная, но могла бы быть раза в три короче. помню как на эпизоде с протягиванием кабеля сломался. начали тянуть кабель, и я подумал "ну всё, щас они этот кабель будут тянуть на разные лады страниц пятнадцать". угадал. )