"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)
Знаете, как дети чудесно умеют писать объяснительные? Обычно после этих мероприятий мы ржем аки кони всем кабинетом, и работать дальше может только Татьяна, но у нее организм тренированный, она уже седьмой год в школе работает, а молодые в отношении практической педагогики мы – срываем все свои триместровые планы.
Но начнем по порядку, то есть с конца.
Как-то, когда Шурик еще работал в «Гаранте» начальником, за стопочкой водки мы вели светский разговор о жизни, в том числе о его подчиненных, единственное достоинство которых заключалось в их исключительных способностях к писанию отчетов. Подчиненные должны были продавать электронные законы, а потом отчитываться об этом безобразии в письменном виде. И именно на этом этапе они начинали проявлять чудеса находчивости и подвиги безграмотности. Они писали, например: «профессиАнальный», или составляли тексты следующего вида: «Пришел к клиенту. Показал. Не понравилось. Попросил прислать девушку».
Но эти люди не на грядке выросли, они у кого-то родились, потом где-то учились и только потом пришли работать в «брендовую кампанию». И вышли они во взрослую жизнь из обычных общеобразовательных школ, в которых и получили навык описания прожитого дня в псевдоофициальном стиле объяснительных.
На словах это выглядит обычно так. В кабинет вваливается ученик третьего класса С. (из козлов отпущения, упивающихся своей ролью), он закатывает глаза и подволакивает ногу. В течение душещипательной беседы становится ясно, что: нога была подвернута накануне на тренировке, вечером болела, но мама не обратила внимания, и вообще мама и бабушка работают, и приехать за С. не могут, но сам С. хочет, чтобы его отпустили из школы домой, и тогда он возьмет свой медицинский полис и поедет в поликлинику на роликах. Телефон мамы был заблокирован, и дозвониться до нее нам, соответственно, не удалось. Ну а потом пришла учительница и рассказала, что мама с бабушкой у С. работают у черта на куличках и приезжают домой только на выходных, а за ребенком присматривает тетя, у которой, в свою очередь, недавно родился ребенок, поэтому заходит она редко, но есть еще другая тетя, которая должна жить с С. в одной квартире. То есть все были уверены, что так и есть, но по вялым С.-ным ответам стало ясно, что тетка, мягко говоря, свинтила.
«А что ты хочешь-то дорогой?». А хочет дорогой, чтобы его отпустили домой на 45 минут раньше, поэтому он встал посреди последнего урока и ничего не говоря учителю вышел из класса и пошел к нам в кабинет. Ролики простаивают, в «травме» невыполнение плана, а мы тут со своими разборками…
Но это случай, можно сказать, классический. А на днях был один весьма оригинальный и творческий спектакль, однако же невероятно рискованный. Бездельник-девятиклассник А. был приведен завучем, потому как жаловался на живот и вид имел разнесчастный. В доверительной беседе он сообщил, что живот у него болит, потому что он вчера «очень мало ел», а сегодня утром не завтракал, потому что привычки завтракать не имеет, и если мы отпустим его домой после второго урока, то он пойдет и покушает.
Татьяна сделала страшное лицо и сказала, что сейчас даст ему денег, чтобы он поел в столовой, если он в свои надцать лет полный кретин. А. удар выдержал и сказал, что предпочел бы все-таки покушать в домашних условиях. Но увы-увы, этот аргумент был непродуманным, потому что получив добрый ментальный пинок, подкрепленный гневным звонком от поставленной завучем в известность мамы, А. вынужден был продолжить обучение.
А объяснительные в письменном виде – это вообще песня в духе Шаова, потому что чего только в них не пишут.
Одна девочка побила мальчика, инцидент был неприятный и подсудный, но и в этом неприятном случае было чуть-чуть смешного. Девочку защищать пришли одноклассницы, тоже пожелавшие писать объяснительные, а дружили эти девочки настолько бескомпромиссно, что даже эта самая объяснительная вышла у них коллективной. Вначале там ничего интересного написано не было, но после описания случая истинные подруги сделали приписку: «По нашему мнению, виноваты оба, потому что такой-то мог не приставать к Л., а Л. могла быть умнее и не бить такого-то». Ну просто морально-этический анализ ситуации!
Или вот даже в написании «шапки» бывают казусы: «Директору школы №*** С.Ю.Б. от Иванова Ивана». Я видела, когда сокращали только отчество директора, видела, когда семиклассники подписывали самостоятельные только именем, когда в объяснительных называли себя уменьшительно-ласкательно, но чтобы сократить имя директора до трехбуквенной аббревиатуры… это по настоящему сильно.
Что же нравится мне особенно, так это детские штампы в объяснительных. Основные из них «я не обратил внимания» и «и тут завязалась драка». Таких бумаг у социального педагога просто горы. «Он обозвал меня, но я не обратил внимания. На следующей перемене он ударил меня, но я не обратил внимания. Потом он еще несколько раз обзывал меня, но я решил не обращать внимания. Потом он прошел мимо меня, и задел портфелем за плечо, но… (далее по тексту). А потом он скинул портфель, подошел ко мне и я понял, что будет драка. И тут…». Тут мы подходим ко второму штампу, то есть мы в него упираемся. Впрочем, лично мне больше нравится его употребление в объяснительной ученика С. (на этот раз уже другого С.).
Они: С.-негодяй и скороспелка и ботаник Н. – что-то не поделили. В результате С. поставил Н. шикарный фингал в полщеки. Н. держал лед и слезно просил не вызывать скорую, потому что у него математика, а С. аккуратным почерком строчил триллер в нашем кабинете. «Он меня, я его… (и как вы догадались) и тут завязалась драка. Я СЛУЧАЙНО попал ему по щеке рукой». При этом в течение повествования история рассматривается С. дважды и оба раза он употребляет тот самый чудный штамп и не менее чудное слово «случайно». Ну неужели не понятно: когда бушует стихия и сама собой завязывается некая драка, вполне возможно случайно ударить человека. Яснее ясного.
Но есть еще одна интересная сфера: разбирательства с инспектором милиции. В нашем случае это суровая и справедливая Катя, которая по-доброму умеет глумиться над убогими детскими формулировками.
В этот раз ситуация была такая (реконструкция событий по словам участниц плюс предыстория).
О. и В. – подруги, ученицы 6 класса. После уроков вечером О. была доставлена мамой в больницу, где ей освидетельствовали «травмы», а из больниц автоматически соответствующая бумажка направляется в милицию, которая обязана отреагировать. О. сказала, что травмы были нанесены ей В.
А было все так. О. и В. сидели на уроке ОБЖ, на котором обычно «все бесятся». И тогда одна предложила пересесть другой за новую парту (обе грешат друг на друга и обе считают этот момент ключевым), решение было принято быстро, и, собрав свои немногочисленные пожитки, девочки прямо посреди урока (замечаете? – это у нас тенденция) пересели. Тогда О. стала щипать В. «за ляжки», В. сказала: «Не надо, мне больно», но О. не обратила внимания. Тогда В. взяла ручку и стала тыкать О. в ноги, О. сказала: «Не надо, мне больно», но В. не обратила внимания. После урока О. сказала: «Пойдем в туалет, я тебе покажу, что ты со мной сделала». В означенном романтишном закуточке О. бнажила свои прекрасные ноги, все в следах уколов ручкой. В. ужаснулась и сказала: «Извини меня, я не знала, что так получится». О. ответила: «Ладно, забудем, ничего страшного».
А после уроков вечером…
Но что самое милое и пикантное:
- Почему ты бьешь О. по голове? – спросила милиционер Катя, - Ты знаешь, что у нее ВСД?
- Да, я знаю, но она тоже меня бьет, а у меня, ну, не ВСД, а это… главная… проблема с головой.
… «Мы иногда бьем друг друга по голове. Мы так дружим», - записывает Катя. В. смеется.
- А что, не так? – спрашивает милиционер Катя.
- Так… - соглашается В.
Занавес.
Подождите-подождите. Под занавес еще одна маленькая, не связанная с ученичками история.
На педсовете директорша долго и устало извиняется перед двумя учительницами за то, что забыла объявить им благодарность на праздновании юбилея, совсем забыла, и тут же зачитывает список тех, кому объявляется уже какая-то другая, новая благодарность в связи с подготовкой праздника, с занесением в трудовую книжку. Меня в списке нет, но сейчас-то, пока я дура молодая, мне это особо существенным не кажется.
И после совещания я иду отпросится на следующий день у завуча Н.В., а та мне говорит, мол, вот вас сейчас забыли упомянуть, но вам тоже есть благодарность.
Это к чему вообще? Я по-прежнему не особо смыслю в смысле этих всех выговоров-благодарностей, но у меня такое ощущение, что у нас с директоршей холодная война. Потому что это не впервые, потому что мы уже много-много раз друг друга игнорировали. Но я не обратил внимания.
Как вы считаете, поздравить всех близких коллег с НГ, но выказать фи С.Ю.Б. – это допустимо?
И тут завязалась драка…
Но начнем по порядку, то есть с конца.
Как-то, когда Шурик еще работал в «Гаранте» начальником, за стопочкой водки мы вели светский разговор о жизни, в том числе о его подчиненных, единственное достоинство которых заключалось в их исключительных способностях к писанию отчетов. Подчиненные должны были продавать электронные законы, а потом отчитываться об этом безобразии в письменном виде. И именно на этом этапе они начинали проявлять чудеса находчивости и подвиги безграмотности. Они писали, например: «профессиАнальный», или составляли тексты следующего вида: «Пришел к клиенту. Показал. Не понравилось. Попросил прислать девушку».
Но эти люди не на грядке выросли, они у кого-то родились, потом где-то учились и только потом пришли работать в «брендовую кампанию». И вышли они во взрослую жизнь из обычных общеобразовательных школ, в которых и получили навык описания прожитого дня в псевдоофициальном стиле объяснительных.
На словах это выглядит обычно так. В кабинет вваливается ученик третьего класса С. (из козлов отпущения, упивающихся своей ролью), он закатывает глаза и подволакивает ногу. В течение душещипательной беседы становится ясно, что: нога была подвернута накануне на тренировке, вечером болела, но мама не обратила внимания, и вообще мама и бабушка работают, и приехать за С. не могут, но сам С. хочет, чтобы его отпустили из школы домой, и тогда он возьмет свой медицинский полис и поедет в поликлинику на роликах. Телефон мамы был заблокирован, и дозвониться до нее нам, соответственно, не удалось. Ну а потом пришла учительница и рассказала, что мама с бабушкой у С. работают у черта на куличках и приезжают домой только на выходных, а за ребенком присматривает тетя, у которой, в свою очередь, недавно родился ребенок, поэтому заходит она редко, но есть еще другая тетя, которая должна жить с С. в одной квартире. То есть все были уверены, что так и есть, но по вялым С.-ным ответам стало ясно, что тетка, мягко говоря, свинтила.
«А что ты хочешь-то дорогой?». А хочет дорогой, чтобы его отпустили домой на 45 минут раньше, поэтому он встал посреди последнего урока и ничего не говоря учителю вышел из класса и пошел к нам в кабинет. Ролики простаивают, в «травме» невыполнение плана, а мы тут со своими разборками…
Но это случай, можно сказать, классический. А на днях был один весьма оригинальный и творческий спектакль, однако же невероятно рискованный. Бездельник-девятиклассник А. был приведен завучем, потому как жаловался на живот и вид имел разнесчастный. В доверительной беседе он сообщил, что живот у него болит, потому что он вчера «очень мало ел», а сегодня утром не завтракал, потому что привычки завтракать не имеет, и если мы отпустим его домой после второго урока, то он пойдет и покушает.
Татьяна сделала страшное лицо и сказала, что сейчас даст ему денег, чтобы он поел в столовой, если он в свои надцать лет полный кретин. А. удар выдержал и сказал, что предпочел бы все-таки покушать в домашних условиях. Но увы-увы, этот аргумент был непродуманным, потому что получив добрый ментальный пинок, подкрепленный гневным звонком от поставленной завучем в известность мамы, А. вынужден был продолжить обучение.
А объяснительные в письменном виде – это вообще песня в духе Шаова, потому что чего только в них не пишут.
Одна девочка побила мальчика, инцидент был неприятный и подсудный, но и в этом неприятном случае было чуть-чуть смешного. Девочку защищать пришли одноклассницы, тоже пожелавшие писать объяснительные, а дружили эти девочки настолько бескомпромиссно, что даже эта самая объяснительная вышла у них коллективной. Вначале там ничего интересного написано не было, но после описания случая истинные подруги сделали приписку: «По нашему мнению, виноваты оба, потому что такой-то мог не приставать к Л., а Л. могла быть умнее и не бить такого-то». Ну просто морально-этический анализ ситуации!
Или вот даже в написании «шапки» бывают казусы: «Директору школы №*** С.Ю.Б. от Иванова Ивана». Я видела, когда сокращали только отчество директора, видела, когда семиклассники подписывали самостоятельные только именем, когда в объяснительных называли себя уменьшительно-ласкательно, но чтобы сократить имя директора до трехбуквенной аббревиатуры… это по настоящему сильно.
Что же нравится мне особенно, так это детские штампы в объяснительных. Основные из них «я не обратил внимания» и «и тут завязалась драка». Таких бумаг у социального педагога просто горы. «Он обозвал меня, но я не обратил внимания. На следующей перемене он ударил меня, но я не обратил внимания. Потом он еще несколько раз обзывал меня, но я решил не обращать внимания. Потом он прошел мимо меня, и задел портфелем за плечо, но… (далее по тексту). А потом он скинул портфель, подошел ко мне и я понял, что будет драка. И тут…». Тут мы подходим ко второму штампу, то есть мы в него упираемся. Впрочем, лично мне больше нравится его употребление в объяснительной ученика С. (на этот раз уже другого С.).
Они: С.-негодяй и скороспелка и ботаник Н. – что-то не поделили. В результате С. поставил Н. шикарный фингал в полщеки. Н. держал лед и слезно просил не вызывать скорую, потому что у него математика, а С. аккуратным почерком строчил триллер в нашем кабинете. «Он меня, я его… (и как вы догадались) и тут завязалась драка. Я СЛУЧАЙНО попал ему по щеке рукой». При этом в течение повествования история рассматривается С. дважды и оба раза он употребляет тот самый чудный штамп и не менее чудное слово «случайно». Ну неужели не понятно: когда бушует стихия и сама собой завязывается некая драка, вполне возможно случайно ударить человека. Яснее ясного.
Но есть еще одна интересная сфера: разбирательства с инспектором милиции. В нашем случае это суровая и справедливая Катя, которая по-доброму умеет глумиться над убогими детскими формулировками.
В этот раз ситуация была такая (реконструкция событий по словам участниц плюс предыстория).
О. и В. – подруги, ученицы 6 класса. После уроков вечером О. была доставлена мамой в больницу, где ей освидетельствовали «травмы», а из больниц автоматически соответствующая бумажка направляется в милицию, которая обязана отреагировать. О. сказала, что травмы были нанесены ей В.
А было все так. О. и В. сидели на уроке ОБЖ, на котором обычно «все бесятся». И тогда одна предложила пересесть другой за новую парту (обе грешат друг на друга и обе считают этот момент ключевым), решение было принято быстро, и, собрав свои немногочисленные пожитки, девочки прямо посреди урока (замечаете? – это у нас тенденция) пересели. Тогда О. стала щипать В. «за ляжки», В. сказала: «Не надо, мне больно», но О. не обратила внимания. Тогда В. взяла ручку и стала тыкать О. в ноги, О. сказала: «Не надо, мне больно», но В. не обратила внимания. После урока О. сказала: «Пойдем в туалет, я тебе покажу, что ты со мной сделала». В означенном романтишном закуточке О. бнажила свои прекрасные ноги, все в следах уколов ручкой. В. ужаснулась и сказала: «Извини меня, я не знала, что так получится». О. ответила: «Ладно, забудем, ничего страшного».
А после уроков вечером…
Но что самое милое и пикантное:
- Почему ты бьешь О. по голове? – спросила милиционер Катя, - Ты знаешь, что у нее ВСД?
- Да, я знаю, но она тоже меня бьет, а у меня, ну, не ВСД, а это… главная… проблема с головой.
… «Мы иногда бьем друг друга по голове. Мы так дружим», - записывает Катя. В. смеется.
- А что, не так? – спрашивает милиционер Катя.
- Так… - соглашается В.
Занавес.
Подождите-подождите. Под занавес еще одна маленькая, не связанная с ученичками история.
На педсовете директорша долго и устало извиняется перед двумя учительницами за то, что забыла объявить им благодарность на праздновании юбилея, совсем забыла, и тут же зачитывает список тех, кому объявляется уже какая-то другая, новая благодарность в связи с подготовкой праздника, с занесением в трудовую книжку. Меня в списке нет, но сейчас-то, пока я дура молодая, мне это особо существенным не кажется.
И после совещания я иду отпросится на следующий день у завуча Н.В., а та мне говорит, мол, вот вас сейчас забыли упомянуть, но вам тоже есть благодарность.
Это к чему вообще? Я по-прежнему не особо смыслю в смысле этих всех выговоров-благодарностей, но у меня такое ощущение, что у нас с директоршей холодная война. Потому что это не впервые, потому что мы уже много-много раз друг друга игнорировали. Но я не обратил внимания.
Как вы считаете, поздравить всех близких коллег с НГ, но выказать фи С.Ю.Б. – это допустимо?
И тут завязалась драка…
хотя нет, думаю синюшности избежать не удастся..)
А работу никак нельзя поменять? - вон сколько школ в Питере!.. хотя
во-во - там на фоне всего остального незаметно будет))
Goldberry
школ много, но сейчас в обязательном порядке все переходят на подушевое финансирование, поэтому массово сокращают второстепенных специалистов. нам такое тоже грозит, потому что у нас школа малонаселенная - 350 с небольшим учеников.
и если б не администрация, все было б нормально. там учителя адекватные в своем большинстве, дети - глупые, но среди них есть перспективные. я еще с новым социальным педагогом дружу и с завучем Н.В.
но, к сожалению, те, кто должны создавать условия для работы, занимаются чем-то другим(((
я, собственно, поэтому и воюю с директоршей и завхозом. с остальными завучами тоже как-то через пень-колоду.
ну, а в Вальдорфской у нас от силы сейчас сотня учеников
Удачи тебе! - сейчас каникулы будут - полегче все же...
да, у меня тоже в первой школе было полторы тысячи учеников, и лично нас одних было шесть классов на параллели. во второй моей школе - уже поменьше, но тоже немало.
а тут я пришла работать - их меньше пятисот. потом стало - чуть больше четырехсот, а в этом году...
тенденция))
Вальдорфские школы и садики - это очень весело, но у нас в городе таких от силы три штуки, и они далеко, поэтому мне свою дочку придется вести в обычную школу.
и ничего сегодня страшного не случилось)) мы просто друг друга проигнорировали.
нет, я не читала еще, но видела в магазинах.
мне кажется, он может быть вам близок по духу - а почему? я ж не читала, и поэтому комментарий выглядит интригующе.
и давай на "ты"
это книга написана от имени молодй учительнице, попавшей в школу Нью-Йорка и которой достался очень тяжелый класс. Вся книга состоит из обхяснительных записок, циркуляров, писем и выдержек из переписок. там нет обычного текста повествования, но по этим отрывкам и милым каракулям-рисункам, понятно, что происходит и какое самое главное призвание учителя
спасибо за рекомендацию.
я постараюсь найти и прочесть, потому как описание интригует))
и да, такая книга непременно должна попасть в настроение