"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)
Серебро Господа моего, серебро Господа,
Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе?
БГ
Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе?
БГ
В Новгороде снежно ровно настолько, насколько это может показаться жителю Северо-Запада, два года снег не видевшему.
И странно: потому что ждешь истории и России, ждешь каких-то камней и древних построек, а встречают тебя те же самые европейского образца постройки, которых полным-полно и у нас. Того, старого Великого Новгорода уже нет, его не смогли уничтожить татары, но сравняли с землей немцы. И вспоминается рассказ кого-то из прославленных блогеров, возможно Муры Мур, про то, как стояла она перед побитым снарядами немецким храмом, а местный старичок взывал: «Посмотрите, что они сделали с нашими храмами», а потом спросил, откуда вы, девушка, а она ответила: «Из России», и старичок замолчал и отошел. Потому что то, что сделали сами немцы с нашими, русскими, храмами – едва ли не самое страшное варварство за новую, кичащуюся своей цивилизованностью историю. И удивительно, что некоторые из них уцелели под дождем бомб и снарядов.
И проезжаем по тем местам, где шли наши дивизии, а там фашисты были с двух сторон, и узкий коридор длиной несколько километров, а шириной – представить страшно – до 200-300 метров. Это же просто под прицельный огонь… А среди тех мужчин, у которых не было ни выбора, ни выхода, наверняка были прекрасные молодые мальчики с ясными глазами и заразительными улыбками, которые недавно со школьной скамьи, которые точно так же, как наши друзья, встречались по выходным, смеялись, жали друг другу руки, любили разных девочек и женщин. Я вот только недавно поняла, что герои войны были не аморфными дядечками с плакатов, а самыми простыми мальчиками и мужчинами, такими же, как мои одноклассники и приятели. И что вот эти узкие коридоры со стенами из пулеметного огня – не часть мифологии, а какая-то постоянная возможная опасность…
И купола, их там сотни, кажется, этих куполов. Церкви, скупые и простые, белостенные, стоят по нескольку в ряд – выбирай любую. И в каждую – робко. Ведь только там, внутри церквей, сохранилось то чувство сгущенного времени, которое потеряно в городе. Каменные церкви – не то, что деревянные, в которых тоже порой чувствуется древность, но какая-то прирученная, ладаном прокуренная, и вовсе не такая суровая. И конечно же, там совсем не так, как в наших соборах, которые больше лакрично-лубочные музеи, и, в первую очередь, музеи (и служители Храма Христа-Спасителя машут: да иди ты и с непокрытой головой, ничего страшного).
За городом Юрьев монастырь, рядом с которым мельница-голландка, а на подворье – Георгиевский собор, который строили без чертежей, а по разметке на земле, он летний, и зимой в нем очень холодно, темно, лики на стенах и мало места, но своды очень высокие, и хотя голова не кружится, все равно – высоко и страшно. И там я покупаю маленькую иконку Владимирской Божией Матери – у меня была когда-то своя, «ручная», но я все время держала ее в сумке, и она затерялась. Я расстроилась, поняв, что уже не найду ее, и теперь вот решилась купить замену. Впрочем, та, из детства, была подарена через папу какой-то прабабкой и имела семейную ценность.
А недалеко, на Юрьевом подворье, копии старых деревянных домов, в которых изба – это только жилое помещение, а вовсе не все здание целиком, как мы сейчас считаем. И сохранено-воссоздано убранство, как я люблю, и экскурсовод сыплет старыми словечками, из которых «палати» - самое знакомое. И говорит про Красный Угол и про противоположный ему, где ставилась печь, символизирующая вход в потусторонний мир мифологических существ. И упоминает про сказку, в которой Баба-Яга хотела в этот мир спровадить Ивана, но в итоге сама туда вернулась. Вот так удивительно в одном доме уживались православие и язычество. А самое милое и забавное – это истории про швейные машинки. Оказывается, швейные машинки были такими статусными предметами, на них вовсе не обязательно было уметь шить, главное – иметь и поставить на самое видное место. А ведь и у меня спустя века машинка – статусный предмет…
В самом Новгороде в Кремле – старейший в России православный храм – Софийский собор, а у него на воротах в числе прочих сценка о создании Евы. Крайне буквально трактуется авторами – Господь натурально вынимает ее из корчащегося Адама.
А на следующий день – на Валдай, в Иверский монастырь. Он после путинского ремонта сверкает золочеными куполами, которые так не любили новгородцы, сторонники простоты. Там тихо и светло. На предупреждающем стенде написано, что купаться в озере можно строго с благословения настоятеля, и нарисованы два запрещающих значка с мужским и женским купальниками: женский – маечка и юбочка, мужской – маечка и шорты. Я говорю: это в купальниках нельзя, а голыми можно.
Там есть Башня Молчания, а на шпиле у нее, как и у некоторых других башен – легкомысленный ангелочек, совсем не строгий, как ожидаешь в монастыре. И монахи – в джинсах. И вспоминается батюшка, что приезжал к нам в деревню в год и в день, когда был пожар, и как он скинул рясу, направляясь тушить огонь, а под рясой – джинсовый костюм.
А в самом Валдае, таком смешно-провинциальном городе рядом стоят две церкви: одна действующая розовая, а другая старая, порушенная – в нее раньше водили заключенных. А на озере полынья, и в ней утки и пара вездесущих голубей.
Сам музей у них очень смешной: в нем по витринам разложены какие-то нелепые предметы – кто что принес. Там какие-то неровно вышитые платочки, медицинские трубки, фото вроде знатных, но пропущенных историей людей.
После Валдая особенно хочется домой.
много фотографий
P.S.
И было холодно, и мы отогревались горячей медовухой.
И снег такой чистый - не верится даже... у нас, впрочем, тоже чистый, если отъехать от Иркутска куда-нибудь - к Ангарску хотя бы. Церкви у нас похожи на среднерусские - и это успокаивает. И новодела, конечно, предостаточно... Потом больше всего католических церквей, а поближе к Усть-Орде всё больше столбы шаманские, да ленточки языческие. И при том в деревнях есть по церкви - они появились во времена декабристов.
Зато во Владимире меня охватывало какое-то фантастическое чувство - такие другие люди, такие другие церкви - тёмные, густые, намоленные, никем и ничем не тронутые.
здорово, что ты туда съездила. я бы тоже хотела побывать и в Новгороде, и на Валдае, и еще в некоторых городах под Москвой, но, как обычно, всё никак не доеду, хотя чего проще, казалось бы..)
мне бы там понравилось, я так люблю церкви. я страшный антиклерикал, но "вокруг" люблю всё, ужасно люблю. свечки тоненькие, ладан, молитвы, иконы, купола - от куполов всегда плачу, если долго смотреть...
вот так вот и во мне, как и во всех русских, удивительным образом уживаются православие и язычество..) и это ведь на самом деле УДИВИТЕЛЬНО, как они могут уживаться.
"как тебе спится на паникадилах и образах..."
у меня тоже есть икона, близкая, "ручная" - и это тоже, ты не поверишь, Владимирская. мне ее подарила бабушка) и я её вообще больше всех люблю, Владимирскую, она самая красивая, самая ласковая.
Хотя, вобщем-то, самого Новгорода как такового на фото и нет. Но есть какое-то общее ощущение от тех земель, которое, видимо, совпадает.
Нам настойчиво предлагали медовуху в кафе, но мы отказались, естественно))
Anka-Manka
Мне сложно представить, что где-то в России не было войны, хотя я изучала же ее по карте в старшей школе, все эти красные и черные стрелочки.
Но у нас что ни город - мемориал в центре, и все знают про какую-то ближайшую местность, где шли бои. И деревни почти сплошь новые на старых фундаментах, пятидесятых годов постройки.
А у нас в деревне, где дача, есть совсем старое кладбище. Это холмик, на котором часовня: cs258.vkontakte.ru/u258729/1895105/x_73704f0c.j... - но на этом фото он даже и холмиком не выглядит. Говорят, там совсем старые могилы времен войны со шведами или еще кем, то есть одна братская могила уже. И большие камни - как надгробия. Холм песчаный, и оттуда всегда брали песок на строительство, а последние пару лет уже столько накопали, что в песке стали попадаться человеческие кости. Я сама видела бедреную, а еще раньше - череп. Он был похож на синюшного цвета камень, но я подумала, глянув мельком, что какой-то он неправильный, присмотрелась - и увидела шов между костями на затылке... Это все страшно.
Я сама на одну восьмую цыганка, а на какую-то невыясненную часть - шведка. У нас тут тоже жили очень дружно. По мере сил и "сексуальных привлекательностей", как говорила одна моя знакомая маленькая девочка))
Itikka
Мне кажется, любой человек, выращенный в религии, терпим ко всем остальным верованиям от языческих до атеистических. А те, кто пришел в христианство в сознательном возрасте самостоятельно, оказывались на моей памяти очень ревностными последователями Христа. Но, с другой стороны, мы, воспитанные "в народе", всегда немного язычники, потому что религиозное сознание простых людей, нецерковных, всегда перекашивается куда-то в сторону. Моя бабушка вот считает, что Бог есть, а души - нет, и очень боится умирать. А я считаю, что все религии вполне вяжутся друг с другом, просто говорят об одном по-разному.
У меня любимая икона все же Казанская. Нам вместе с домом в деревне досталась очень старая ее копия, которой больше четырехсот лет, если верить маминому знакомому специалисту. Там самые нежные и одухотворенные лики. И я вот считаю нашу икону чудотворной: когда я лежала при смерти с перитонитом, мой дедушка, неверующий партиец, именно к ней поехал, молился, и меня чудом спасли. Вот и сейчас я очень в нее верю, и всегда прошу для себя что-то именно у нее.
Я забыла приписать: нам пришла твоя посылка! Здорово, все очень понравилось, и игрушки уже живут на елке. Лошади я обрадовалась особенно, потому что она очень понравилась еще на фотографиях, сделанных Джу - и вот у меня теперь есть собственная, а "вживую" она еще лучше. А коробочку, что мне больше всего у тебя нравилась, ты угадала или я писала, а ты запомнила?
И колечко впору, а разношенное садится на палец особо гладко.
Клубок перемотала, и он у меня получился в полтора раза меньше - видимо, я особо туго мотаю. И сюрприз в нем нашли))
Спасибо огромное! Я свою посылку еще собираю, а отправлять буду уже после праздников, так что дойдет только к китайскому НГ.
А я русская до десятого какого-то колена, видимо, и это неинтересно
Здорово, что посылка пришла! - так быстро!.. Коробочку, я запомнила, только ленточки не сохранилось
И не торопись - мне ведь всё равно, когда... я как раз не люблю, когда мне всё в день рождения дарят, а потом еще очень долго ничего нет - до восьмого марта, по крайней мере...