"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)










Очень лениво писать о куче книжек сразу, поэтому я оттягиваю написание отчетных записей на долгие дни, недели и даже месяцы. Наверное, лучше перейти на посты по 5 книг, а то 10 - ну просто запредельно влом писать.
Кэтрин М. Валенте "Девочка, которая объехала Волшебную страну на самодельном корабле"
Лучшее в мире ателье архетипов
Я уже писала, что это одна из лучших книг, прочитанных мной в этом году. Она в самом деле бесконечно крутая: лиричная, сказочная, сохраняющая баланс между традиционностью и новаторством, наполненная удивительными самобытными образами и прозрачными аллегориями и отсылками к культовым историям и всяким легендам-сказаниям. Сначала она представляется маскирующейся под "Алису в Стране Чудес", слишком уж много сказок уже написано "в стиле Алисы", но уже через пару глав становится ясно, что это абсолютно самостоятельная история. Рассказывать о ней не хочется по единственной причине: когда я ее купила, книга только вышла, о ней не было отзывов, не было спойлеров и пересказов, всего такого, поэтому всех персонажей, все картины, события я открывала сама - и мне так это понравилось, что я уверена, нельзя никого лишать права на этот опыт. Есть книги, которые не выигрывают от отсутствия небольшого пересказа, но эта история другого рода, она как раз становится еще прекраснее. Представьте, что вы покупаете кота в мешке, открываете, а там - тигренок. Или дракончик. Или единорожек.
Эта книга - как одно огромное стихотворение из архетипов. Мои любимые моменты: тут спойлер!это переправа через реку, когда глаштины в виде людей с лошадиными головами требуют в уплату дани маленькую девочку-оборотня, а главная героиня выкупает ее, отдавая свою тень, и эпизод в осеннем лесу, когда героиня превращается в дерево и поет колыбельную смерти. Все же инфернальные куски истории даются госпоже Валенте лучше всего. Не до дрожи, потому что (несмотря на то, что я уверена - книги надо проживать, а не прочитывать), кажется, не одна книга так и не испугала меня по-настоящему. Но очень красиво и жутко одновременно.
Однозначно must read.
читать дальшеПитер Хёг "Смилла и ее чувство снега"
Маленькая трусливая отважная женщина и ледяная пустыня наизнанку
Очень сложно понять, что сделало книгу о Смилле такой популярной. Ведь что видит средний сферический в вакууме читатель, вдохновленный Коэльо или пусть даже Бальзаком? Вялотекущий детектив, поток сознания маргинальной тетеньки и чуждые россиянину проблемы адаптации гренландской культуры к в меру агрессивной экспансии Дании. То есть все рецензии про то, что скучно, глупо, все дураки, я не смог дочитать, даже не раздражают, потому что, в общем-то, понятно, что в голове у пишущего такое. В этой голове просто качественно иное варево.
А вот многочисленные восторженные рецензии удивляют. Неужели действительно так много есть людей, чей внутренний камертон настроен на эту ноту? Ведь так же, как все счастливые семьи похожи, а несчастные - несчастливы каждая по-своему, так и рефлексирующие люди рефлексируют каждый в своем направлении в отличие от тех, кто ориентируется на простые стереотипы и правила жизни.
Смилла - существо скроенное очень сложно, но с очень плотно подогнанными гранями. Она не супервумен, она боится, и многие ее поступки мотивированы именно страхом, она несет груз нерешенных семейных проблем, влияющих на ее мысли и поведение, она не может ассимилироваться и чувствует притеснение непонятного ей западного образа жизни в противовес нормам традиционных обществ, она похожа на подозрительного волчонка, который не доверяет людям и панически боится оказаться на цепи. Привязанность она испытывает только к глухому соседскому мальчику, который трагически погибает в самом начале книги. Она оказывается оторванной от родной Гренландии еще будучи школьницей, и вся ее последующая жизнь подчинена навязчивой идее вернуться домой. В обычной жизни таких людей не любят, да и в книгах не очень-то жалуют.
Композиционно роман выстроен так, что комар носа не подточит, разве что в самом конце нервы господина Хега сдали и он пустился вскачь, грубо свернул финал, выдав сразу огромное количество событий без их осмысления. Но вплоть до самой кульминации это - медленно текущее, густое повествование, в котором конфликт при столкновении двух разных культур показан через драму внутренней жизни главной героини, при этом все действие уверенно притворяется детективом, множа и множа свои планы, залегая пластами, как сам описываемый в книге лед. Совпадение или нет, но композиционно роман представляет собой именно ледник, и это, конечно, впечатляет.
Кроме главной героини, которая сама по себе хороша и ни на кого не похожа, в книге присутствует огромное количество не менее живописных характеров. В фильме, кстати, все они выхолощены как персонажи и скучны. Даже Ванессе Редгрейв удается там проскочить незаметной мышью, хотя она ж абсолютно харизматичная тетенька обычно. Словом, в фильме люди как люди, а в книге есть и заикающийся великан, суровый мастер на все руки, одновременно по-мальчишечьи мечтающий о поисках сундука с золотыми монетами; и судовой маклер, держащий в руках важные потоки информации о законных и преступных сделках по доставке грузов по всему миру, владелец казино, выглядящий как четырнадцатилетний пацан и всегда готовый на любой кипиш кроме голодовки; и эксцентричный матрос-наркоман, воображающий, будто у него все схвачено и он король мира, или, по крайней мере, король судна, на котором идет в данный момент; и чопорная монашенка, всю жизнь проработавшая бухгалтером в обществе по добыче природных ископаемых; и вдумчивый полицейский со своими представлениями о чести, который носит пальто, скроенные так, чтобы визуально добавлять ему роста и широкоплечести; и демонический антагонист, чье честолюбие доводит его до полной потери человеческого облика.
Словом, это абсолютно замечательная книжка, которую все же не стоит читать кому попало, я так считаю.

Елена Хаецкая "Тролли в городе"
Петербург, каким его создали бы люди с фентези головного мозга
Кто бы ни взялся писать о Петербурге, главный герой у него обязательно получится немного дегенератом или маргиналом, это закон. Собственно, остаться психически здоровым в этом городе невозможно ни на бумаге, ни в жизни, тебя обязательно доканает если не автор, то хотя бы даже климат. Я почти уверена, что в МКБ-11 появится отдельная рубрика в разделе F - "петербуржец" с какой-нибудь градацией по степени тяжести.
Хаецкая тут - типичный пример, ее герои пока еще не совсем твари дрожащие, но уже ощутимо утратили в правах, обычные рефлексирующие неудачники, помещенные в колоритную фентези-среду, прямо-таки напичканную грубоватыми образами скандинавского фольклора и относительно современной массовой культуры.
Книга содержит в себе 5 небольших повестей, одна из которых посвящена ассимиляции рыбообразных инопланетян, еще одна относительно реалистична на фоне всего остального-то, она про девочку, чей папа играл Гитлера, и три - про троллей, их жизнь и взаимодействие с людьми. Почему именно троллям уделяется так много внимания, не вполне ясно, вроде не самый характерный типаж для нашей культуры.
Мне бы действительно понравилась первая повесть, если бы автор не свела все к нашествию зеленых человечков. Непонятные уродливые существа, которых начинает видеть главный герой, странный дом, который показывается не каждому и хранит секрет, его таинственный жилец - притягательная женщина не от мира сего, стены комнаты которой заставлены аквариумами, а в соседних комнатах томятся в заточении существа. Образы отличные и атмосфера создается жутенькая. Когда же на обозрение читателю вытаскивается история про инопланетян, хочется только сказать: ну что за нафиг?! Можно же было сделать красивее, без вот этого вот РЕН-тв.
Все очень хвалят повесть про дочь Адольфа, это прямо-таки надрывная поэма о девяностых и месте маленького человека в бурном историческом процессе. Главная героиня остается одна с папой, надо как-то зарабатывать деньги, и ему подворачивается работа уличного актера в силу внешнего сходства с Гитлером. Повествование ведется от лица ребенка, потом взрослеющей девушки, но композиция выстроена так, что в начале мы конкретики не видим и, подготовленные предыдущими произведениями сборника, прямо-таки ждем подвоха и того, что Гитлер окажется настоящим, но он не настоящий, нет, это просто одинокий, печальный, мягкосердечный отец, вынужденный жить не так, как он хотел бы. Действительно, странно приходить на родительские собрания в школе с этими усиками и челкой, странно жить вот так, не имея возможности выйти из образа, особенно в эпоху, когда "в образе" вся страна. Заканчивается все хорошо, на очень правильной ноте, но не буду портить все спойлерами.
Из всех повестей про троллей мне относительно понравилась только та, где рассказывается несколько параллельных историй, сюжетно вплетающихся одна в другую, при этом одни истории нарочито сказочны, другие почти реалистичны, и этот контраст очень удачен. А остальные две - совсем так себе.
Я не знаю, стоит ли рекомендовать эту книжку. С одной стороны, она вполне симпатичная, с другой - если ее не прочитать, то ничего и не потеряешь.
Лорен Оливер "Прежде чем я упаду"
День сурка в стиле молодежной комедии-мелодрамы
Часто я ставлю звездочки книжкам со скидкой на жанр. В конце концов, можно ли достигнуть высот драматургии, создавая роман-мелодраму для подростков? Тут сам жанр ставит ограничения. И для своего жанра книжка "Прежде чем я упаду" вполне годная. Сюжет эксплуатируется очень активно разными авторами в кино и литературе: главная героиня попадает в День сурка и должна сделать что-то, пока ей неизвестное, чтобы из этого дня выбраться. Вроде бы это обычный школьный день, который начинается поездкой в школу в компании своих подружек, популярных девчонок, а заканчивается вечеринкой, но вот по дороге с той самой вечеринки девичья компания попадает в автомобильную аварию, после которой героиня опять просыпается утром того же дня, и так - несколько раз подряд. Как водится, поначалу она недоумевает, потом начинает злиться, потом - быть правильной девочкой и налаживать отношения, потом оказывается, что это не срабатывает, и ей предстоит распутать взаимоотношения не только в своей жизни, но и в чужой, открывая нехитрые, но постыдные секреты, послужившие катализатором трагических цепей событий.
Как водится у американских авторов, очень многое завязано на тему популярности, на страхи тех, кто находится на вершине социальной пирамиды, и боль тех, кто оказался аутсайдером, при этом красной нитью проходит идея о том, что для собственного же благополучия надо собрать волю в кулак и бороться, а иначе - только в петлю. Зачем в такой картине мира Провидению понадобилось мученичество и жертва главной героини, не понятно.
В книге много ругаются некрасивыми словами, бухают, гнобят слабых, вообще ведут себя как полные дегенераты - короче, такая старшая школа во весь рост. Многих это пугает, но если вы вынесли просмотр телесериала Glee и подобных ему фильмов, особо вас тут ничего не смутит.
Кристин Ханна "Ночная дорога"
500-страничная нотация о вреде пьяного вождения
А вот эта книжка - просто чума. За старания я дала авторше аж 2 звезды, ну, она старается, проводит всякие параллели между судьбами разных женщин и вписывает это в контекст взаимоотношений между ними, т.е. вроде поработала и даже постаралась, но вышла все-таки феерическая чушь.
Дальше могут и будут спойлеры, поэтому не рекомендую читать мой отзыв тем, кому госпожа Ханна симпатична как писатель и кто собирается в будущем читать "Ночную дорогу".
читатьКороче, есть до приторности благополучная семья: папа работает, мама цветуечки сажает и очень старательно воспитывает уже оперившихся отпрысков, которые, так вышло, очень тяжело ей дались путем многочисленных выкидышей, ЭКО и прочих ужастей. Ясно, что просто так от возлюбленных близнецов мамочка, грезившая об идеальной семье, не отстанет, ее опека приобретает удушающий характер и выливается в необъяснимую чехарду вседозволенности и "иди-в-свою-комнату-потому-что-я-так-сказала!!!11расрас". Конечно же, подростки при всей своей ответной любви к матери не всегда могут предсказать ее реакцию, поэтому часто хитрят и скрывают все, что могут; а будучи воспитанными двумя мамиными принцем и принцессой, они уверены, что ничего плохого с ними случиться не может и все всегда будет распрекрасно.
И в старшей школе жизнь сводит их с девочкой, которая, наоборот, была лишена и материнской заботы, и материального благополучия, которая живет в трейлере своей пожилой тети и тяготится собственной никчемностью. Эта девочка становится лучшей подругой сестры и любимой девушкой брата, их отношения описываются достаточно подробно, нудно и приукрашены некоей долей абсолютно бессмысленных страданий. Собственно, все описания и состоят из страданий и сборов на вечеринки.
Ключевым событием становится автомобильная авария (прям тренд сезона), в которой погибает один из троицы. Идиотизма ситуации придает факт, что сели в машину они пьяные в говно, и это все при том, что идти до дома было полтора километра (мы с сыном ежедневно то же самое расстояние проходим по пути в садик), а мотивация была такая: мы щас тихонечко домой приедем, чтобы мама не догадалась, что мы набухались, потому что когда мы нажрались в прошлый раз и попросили у нее забрать нас с вечеринки, она нас поругала. Вариант дойти пешком эти королевичи даже не рассматривали, фигле, это ж только "наши граждане в булочную на такси не ездят", а те ездят везде и всегда. Но, к сожалению, не на такси.
Дальше начинается вторая половина книги про наказание, прощение, воссоединение семьи и всякое такое. Выплывает из небытия бабушка близнецов, раскрывается суть ее взаимоотношений с дочерью и причины царящего между ними отчуждения. Но в конце все мирятся, обретают счастье и живут вместе.
А главное, что нужно вынести из всего этого словоблудия, что? Правильно, нажрешься в какаху - иди домой пешком.
Джеймс Холлис "Сотворить свою жизнь"
Вообрази себя! Вообрази себя полностью!
Холлис опять рассказывает том же и даже с тех же ракурсов, у него есть свои любимые глобальные темы, к которым он неустанно добавляет все новые и новые акценты, нюансы, наблюдения. На этот раз он ведет речь все о том же кризисе середины жизни, но на этот раз - с позиций того, как человек объясняет свою судьбу, как рассказывает себе свою историю, какие идеи и мифы кладет в ее основу, как трактует события и т.д. Постепенно он подводит к идее о принятии авторства и авторской ответственности за свою жизнь, а также ценности и вкладе всех подлинных событий, как со знаком плюс, так и со знаком минус.
Холлис всегда пишет о переоцененности гедонистического поклонения счастью как высшей цели и о поисках смысла - твердо и взвешенно. Это сейчас не очень популярно, но с моей картиной мира согласуется с абсолютной точностью.
"Amor fati, любовь к судьбе - это окончательное признание того, что именно здесь, в этом месте, в это время, в этой сфере происходит то, что называется жить своей жизнью. Вне всякого сомнения, смысл жизни определится не в триумфальном поединке Эго с судьбой, а посредством его взаимодействия с ней, усиления благодаря ей, а иногда и в результате поражения от нее. Жить своей жизнью в это время и в этом мире - значит узнавать множество возможных значений и смыслов. Смысл - это не что-то абстрактное, нечто раз и навсегда обретенное, хотя в молодости я именно так его и искал путем познания. Это побочный результат переживаний в жизни, прожитой так, как предполагалось - как было предопределено силами, трансцендентными сознанию".
Джен Кэмбл "Диковинные диалоги в книжных магазинах"
Антология смехуечков от продавцов книжных магазинов
Марта подарила мне отличную книжку-сборник записанных разговоров из разных книжных магазинов мира. С одной стороны, во многое не верится, с другой стороны, вспоминаешь хотя бы свеженькое из соцсетей про то, что Эрих Мария Ремарк - это брат и сестра, и как-то сразу верится.
Мои любимые диалоги почему-то почти все про каких-то зверьков

Мони Нильсон "Цацики и любовь"
Со шведами не соскучишься
И снова на арене Цацики, бодрый как никогда. Эпопея обретает второе дыхание, когда автор берется за темы смерти и рождения, говоря о них, как она умеет, аккуратно и бережно. А еще Цацики постепенно взрослеет, и его отношения с девочками становятся все романтичнее. Не без штампов, но и эту тему госпожа Нильсон осилила. Ну, молодец, чо.
Русе Лагеркранц "Моя счастливая жизнь"
Если в жизни твоей жопа, делай опа, делай опа! (с)
Книжка, которую делают иллюстрации, в первую очередь. А в целом, это милое и простенькое повествование о девочке, в жизни которой происходили и трагические события, но, несмотря ни на что, она сохраняет позитивный взгляд на жизнь и в моменты тревоги, сомнений, предвкушения чего-то нового, вспоминает моменты, когда была счастлива.
Тод Штрассер "Волна"
Все, что мы так любим: нацизм и эксперименты над людьми
Книжка про молодого и амбициозного педагога, который решил показать своим ученикам на практике, как работает психология нацизма, когда на посвященном Второй мировой войне уроке они начали задавать вопросы и выказывать непонимание того, как немцы могли не замечать того, что творилось с их молчаливого согласия. Ну, педагог и начал без предупреждения внедрять постепенно всякие нацистские принципы и правила. Дети, что характерно, на все это повелись, за исключением усомнившихся в правильности всего происходящего отщепенцев. К счастью для всех, до настоящей трагедии не дошло, эксперимент был свернут, урок преподали, выводы все для себя сделали, хеппи-энд.
Для детей - нормально, для взрослых - слишком уж все буквально, очевидно и размазано по тарелке. Есть еще фильм по мотивам книги: может, и стоит его посмотреть.