"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)
Отношения с друзьями - это целая отдельная наука, которая, думается мне, сродни астрономии. Иногда несешься по неумолимо уклоняющейся в темноту орбите и гадаешь, насколько вообще растяжимо понятие апоцентра. Но обязательно случится что-то, что напомнит о цикличности, о связях, о незримо протянутых во всех направлениях нитях.
Я уже писала, что я, к своим стыду и гордости одновременно, литературный шовинист. И действительно, когда Магда говорит: "А мы со Сверкером вообще перестали читать", это звучит для меня как: "Ололо, мы слабоумные!"
Но Финист, он, конечно, не такой. И пусть он читает совсем не то, что я, но присутствие в его жизни Макса Фрая и Джорджа Мартина делает его в моих глазах значительно меньшим неандертальцем, чем прочие окружающие. Внезапно оказалось, что их скромная околофэнтезийная тусовка разбавилась появлением самого Виктора Олеговича. Что характерно, как раз тогда, когда я окончательно решила, что поздний Пелевин мне никак, но все же.
И Финист в литературе же не сильно прошаренный, но он так наивно, так мило замечает и реагирует на разные приемы и композиционные фичи. Рассказывает про пелевинский рассказ о каком-то огненном шаре, где все вначале не понятно и выглядит как бессвязная фигня, а потом стройно сплетается - и все становится ясно. И тут Магда как раз отвечает, что они вообще не читают. А Финист говорит:
- Как так-то? Обязательно надо читать!
А они говорят:
- Да нам и некогда это делать. Вот тебе удобно, ты на троллейбусе полчаса едешь и потом на метро и читаешь в дороге. А мы на машине, и у нас работа рядом с домом.
Тогда Финист отвечает:
- А вы садитесь на трамвай и читайте по 20 минут.
Есть такие исчерпывающие фразы, которые можно назвать правилами жизни. Например, как Костик сказал больше десяти лет назад: "В голове всегда должна играть музыка", и я это повторяю постоянно относительно самых разных ситуаций. Так же и "садись в трамвай и читай по 20 минут". По большому счету, это фразы говорят: "всегда оставайся собой и помни, кто ты есть" и "используй все возможное время, чтобы расти".
Вот такая история про то, зачем я читаю и зачем я дружу.

Я уже писала, что я, к своим стыду и гордости одновременно, литературный шовинист. И действительно, когда Магда говорит: "А мы со Сверкером вообще перестали читать", это звучит для меня как: "Ололо, мы слабоумные!"
Но Финист, он, конечно, не такой. И пусть он читает совсем не то, что я, но присутствие в его жизни Макса Фрая и Джорджа Мартина делает его в моих глазах значительно меньшим неандертальцем, чем прочие окружающие. Внезапно оказалось, что их скромная околофэнтезийная тусовка разбавилась появлением самого Виктора Олеговича. Что характерно, как раз тогда, когда я окончательно решила, что поздний Пелевин мне никак, но все же.
И Финист в литературе же не сильно прошаренный, но он так наивно, так мило замечает и реагирует на разные приемы и композиционные фичи. Рассказывает про пелевинский рассказ о каком-то огненном шаре, где все вначале не понятно и выглядит как бессвязная фигня, а потом стройно сплетается - и все становится ясно. И тут Магда как раз отвечает, что они вообще не читают. А Финист говорит:
- Как так-то? Обязательно надо читать!
А они говорят:
- Да нам и некогда это делать. Вот тебе удобно, ты на троллейбусе полчаса едешь и потом на метро и читаешь в дороге. А мы на машине, и у нас работа рядом с домом.
Тогда Финист отвечает:
- А вы садитесь на трамвай и читайте по 20 минут.
Есть такие исчерпывающие фразы, которые можно назвать правилами жизни. Например, как Костик сказал больше десяти лет назад: "В голове всегда должна играть музыка", и я это повторяю постоянно относительно самых разных ситуаций. Так же и "садись в трамвай и читай по 20 минут". По большому счету, это фразы говорят: "всегда оставайся собой и помни, кто ты есть" и "используй все возможное время, чтобы расти".
Вот такая история про то, зачем я читаю и зачем я дружу.

Но что касается Ремарка - это для меня автор из компании "когда же я до вас доберусь", там еще Хемингуэй ("Старик и море" читала еще в школьные годы и не считаю), Фолкнер, Стейнбек. Стыдно ужасно, но все время на что-то отвлекаюсь, в деревню вот набрала несерьезных книжек по традиции...
Во, у меня тоже таких много. Я сегодня долго втыкала в список самых читаемых книг на ливлибе и пыталась вспомнить, читала я "Убить пересмешника" и "Пикник на обочине" или нет. (Так бывает, когда много знаешь про книги, обсуждала их с кем-то и т.д). Стыдоба.
А по теме поста мне хочется сказать, что я тоже обычно гляжу на тех, кто не любит читать, как на слабоумных, но не уверена, что я чем-то лучше их.
когда чтение означает для человека некое усилие и рост, это, наверное, действительно хорошо. А если человек читает просто по привычке, для развлечения или от эскапизма, а ростом для него на данном этапе было бы что-то другое (например, творчество), но он этого не делает?
У Альфины есть комикс, который, как мне кажется, тут в тему.
Если чтение не ведет к росту, значит надо менять книги, ящитаю. Например, заменил Дэна Брауна на Умберто Эко - и сразу подрос)) Естественно, усилие - это одно из ключевых условий. Без усилия ни в каком виде деятельности смысла нет, в творчестве тоже.
В комиксе я категорически не согласна с термином "дерьмо", как будто ничего кроме дерьма впитать невозможно.
То есть с основным посылом твоего поста - про рост - я согласна, но для меня это не про чтение.
Если человек читает сложно сконструированные тексты с длинными предложениями, значит, он как минимум умеет их воспринимать. Читать книгу, в которой не понятно, о чем говорится в каждом отдельном абзаце, можно из упрямства, конечно, но это, как правило, разовые акции. Возводить такое чтение в привычку никто не будет.
А если читает, воспринимает - то процесс уже запущен, голова работает.
И не знаю, что больше у меня вызывает диссонанс? - то, что человек не читает в принципе, или читает что-то, что я не могу воспринимать всёрьез (пример - Мария Семёнова; т.е. для шестнадцатилетнего подростка - пойму и одобрю; а с сороколетним мужчиной мне это обсуждать даже странно... с другой стороны... если есть любовь и нежность - обсуждать стала бы; её нет и... как следствие; с учеником - тоже стала бы, т.к. это работа, это другое... а тут - ни любви, ни дружбы - сплошная выженная земля раздражения и пепла; книжный пафос пошёл, однако
С книгами тоже непросто. "Не любой связный текст является книгой" (с) и все такое. Про себя я точно знаю, что не считаю ряд книг литературой и их чтение для меня равно отсутствию чтения. Аааа, я сноб!