Где оставлять книжные анкеты, как не здесь, правильно?
1. Книга, которую вы полюбили с первой строчки."Игра в классики" Хулио Кортасара:"Встретится ли мне Мага? Сколько раз бывало, как только я, миновав улицу Сены и выйдя под аркой на набережную Конти, едва начинал различать очертания предметов в пепельно-оливковом тумане, плывущем над водой, худенькая фигурка Маги вырисовывалась на мосту Искусств — она то ходила из конца в конец, то неподвижно стояла у перил, склонившись над водой. Само собой, я переходил улицу, поднимался по ступенькам моста, шел по его узкому пролету и приближался к Маге, которая улыбалась без удивления, убежденная, как и я, что случайная встреча — самая неслучайная вещь на свете и что люди, которые назначают точное время и место свидания — это те самые, которые пишут только на разлинованной бумаге и выдавливают зубную пасту из тюбика, обязательно начиная снизу".Как открыла - сразу поняла, что это моя остановка.
2-192. Книга или автор, любовь к которому пришли со временем.
Пусть будет Салман Рушди. Вообще, любимым писателем я его назвать не могу, но в прошлом году высоко оценила 4 его ранних или относительно ранних романа. Началась же моя история знакомства с ним со "Стыда", который я читала, мне нравилось, но к концу первой трети романа Рушди так начал бухтеть и рисоваться, что я разозлилась и отложила его. Оказалось, что на годы. Потом взяла в библиотеке "Золотой дом", и это было фиаско: такое соевое нытье еще поискать надо. Роман об Америке в совсем недавнем прошлом, который показывает полное непонимание местного менталитета уже тем, что накануне выборов 16 года напрямую называет Трампа Джокером, а Клинтон - Бэтменшей, и строит вокруг этих образов целую сюжетную линию, которая, в общем-то, основной истории не нужна. А что ей нужно, так это описание ключевых событий главной сюжетной ветки вместо скупого телеграмного наратива (вот вам что интереснее: сложная и полная тайн история семьи или нудная рефлексия деда о политической ситуации, кое-как запихнутая в голову молодого рассказчика?). И да, фильм "Джокер", ставший культовым, не успев покинуть прокат, показывает, что образ этот несколько сложнее и ближе условно среднему американцу, чем казалось понаеху из Индии.
После настолько неудачного опыта к Рушди я вернулась нескоро и больше из упрямства. Я выбрала максимально индийские/пакистанские романы, помня, что начало "Стыда" мне нравилось и что родной колорит должен Рушди удаваться, плюс взяла аудиокниги, и это стало правильным решением. "Прощальный вздох Мавра", переоткрытый "Стыд", "Дети полуночи" и "Флорентийская чародейка" оказались хороши, морализаторские и нарциссичные куски в которых можно прослушвать вполуха на большой скорости. Возможно, в будущем еще почитаю "Сатанинские стихи", но на этом, пожалуй, остановлюсь, чтобы не портить хорошее впечатление.
3. Книга, которую вам очень советовали в детстве/отрочестве, как очень полезную, и которая в результате вам совсем не пригодилась.
Роман Андрея Платонова "Котлован" мы проходили в школе, но очень вскользь, и его прочтение было факультативным. И учитель литературы (которая, как тут могут помнить старые читатели, во многом сформировала мой литературный вкус) настоятельно советовала все же его прочитать. С ее точки зрения, отношение к "Котловану" показывает способности к творчеству и к пониманию литературы в целом.
Я и читала, и перечитывала "Котлован", и не нашла в нем ничего для себя. При том, что рассказы Платонова мне нравятся. Вот как-то, увы, не сложилось.
4. Книга, которую вы собираетесь прочесть в ближайшее время.
"Скугга-Бальдур" Сьона, например. Так-то у меня на столе у кровати больше 100 книг лежат, и я их все хочу читать поскорее.
5. Книга или книжный цикл, в котором любишь начало и не любишь финал.
"Снег" Орхана Памука - отличная книга, с которой я полюбила Памука, но финал скомканный.
6. Книга или автор, которого вы полюбили со школьной программы.
Если не брать такие банальные варианты, как Чехов или Достоевский (кто их не полюбил со школы?), то это Леонид Андреев. Одно из моих потрясений в старшей школе.
7. Книга, которую вы очень любили в детстве/отрочестве, а теперь не перечитываете и не рекомендуете.
Это был детектив про Нэнси Дрю "Тайна фермы Алые ворота". Прочитала в детстве раз двадцать, но это же обычный детский палп фикшн, тут нечего рекомендовать.
8. Книга, с которой вы познакомились по отрывкам, и которая при непосредственном знакомстве оказалась совершенно не о том.
В принципе, любая книга, которую я прочла в книжном отрывками, а потом купила. Одна из них - Сергей Болмат "Сами по себе".
9. Книга, описанное в которой вы пытались повторить.
Недавно была новость про студентов ветколледжа, которых препод побудил совершить жертвоприношение быка. Вот они могли бы сказать, что повторяли "Тайную историю". У меня таких кулстори нет. Разве что подрезала идеи, что можно интересного приготовить.
10. Книга с сотней недостатков, но всё равно любимая.
Мариам Петросян "Дом, в котором..." - в отличие от многочисленных фанатов Дома, я считаю, что это далеко не блестяще написанная книга, но мне все равно она очень нравится.
11. Любимая вплоть до коллекционирования изданий.
Тут самое время хвастануть моими "Восьмьюстами годами одиночества". В общем, у меня есть 8 изданий "Ста лет одиночества" Маркеса: мой первый покет, то же самое, только с твердой обложкой, старое советское издание, книга в Белой серии от Азбуки, книга в "Маркесовской" серии с оранжевыми корешками, книга в серии с классиками магического реализма (которая остановилась на Борхесе, Маркесе и Кортасаре, дальше полномочия редакторов всё) и два подарочных издания.
12. Любимая нехудожественная книга.
Это самый невыполнимый пункт, потому что невозможно сравнивать, например, мемуары, научпоп, сборники эссе и литературу по специальности. Пусть будет Борис Тихомиров "Достоевский. Литературные прогулки по Невскому проспекту. От Зимнего дворца до Знаменской площади" просто потому, что мне бы хотелось прорекламировать эту книгу. Она написана на стыке краеведения и летературоведения: автор последовательно движется по Невскому проспекту от самого его начала и рассказывает о зданиях, с которыми связана жизнь Достоевского и география его романов, при этом рассказывает и краеведческие факты, и биографические, в результате картина предстает перед читателем выпуклой, подробной и хронологически нелинейной. Мне очень понравилось.
13. Книга, которая после перечитывания понравилась ещё больше.
Если мне что-то нравится из книг, по после прочтения обычно нравится еще больше. Например, сборник сказок Элинор Фарджон "Седьмая принцесса" очень нравился в детстве, но во взрослом возрасте раскрылся еще глубже. То, что раньше казалось непонятным и/или незавершенным, теперь видится лучшим из возможных вариантов.
14. Книга, вызывающая смех и поднимающая настроение.
Алексей Сальников "Петровы в гриппе и вокруг него" - я смеялась.
15. Самая свежая из понравившихся книг.
Если не считать "Гордость и предубеждение", то "Красная тетрадь" Дарии Беляевой. Реконструкция позднего лубочного СССР и летнего лагеря на чужой планете, дневник ребенка с особенностями развития, симбионты в мозгах, элементы боди-хоррора, тонкий юмор, роман взросления, это всё с любовью автора к персонажам - то, чего так часто не хватает в современной русской прозе с ее экзальтированным автофикшеном и социальными драмами для тонко понимающих.
16. Самая любимая экранизация книги.
"Бойцовский клуб" - посредственная книга с тупыми сиквелами в виде комиксов, но какое же великолепное кино.
17. Книга приобретённая из-за иллюстраций.
Ну, я собираю "Алис в Стране чудес/в Зазеркалье" и "Снежных королев". Не всех подряд, конечно же. Еще немного "Ветры в ивах", "Питеров Пэнов", "Таинственные сады", "Волшебников страны ОЗ", "Дюймовочек" и "Диких лебедей".
Последние покупки - это "Снежные королевы" с иллюстрациями Бритвина, Пима и Алеши Гувернера.
18. Книга, чей язык или сюжет вы считаете прекрасным, но слишком умным, чтобы понять все нюансы.
Мигель Анхель Астуриас "Юный владетель сокровищ" - красиво до слез, но очень тяжело для восприятия.
19. Что хотелось бы поставить на полку, из не вышедшего на бумаге.
Переводы M.O. Walsh "My Sunshine Away" (на лекции по южной готике рекомендовали как современный образец жанра), "Hons and Rebels" Джессики Митфорд (книгу, комплиментарную ее фашистской и нацистской сестрам, я прочитала, и теперь жутко любопытно почитать коммунистку от первого лица). И хотелось бы почитать новые переводы Кэтрин Валенте, Анджелы Картер и Джосайи Бэнкрофта.
@темы:
с запахом типографской краски,
сорока на хвосте принесла