"Когда ты начинаешь всматриваться в бездну, у тебя чай остывает" (с)
В школе у меня учатся разные дети, но вне зависимости от национальности, социального положения и уровня развития интеллекта жгут они все, и один хлеще другого.
Мальчик С., тот самый, что собирался ехать на роликах в поликлинику, пришел с новой проблемой: на этот раз его уронили с лестницы вниз головой. Лестницы-то у нас неслабые, как-никак центр города – это вам не десять ступенек спального района, и выжить после падения с них не каждый девятилетний мальчик ухитрится.
С. тщательно осмотрели и вручили ему пакет со льдом, который мальчик тут же приложил к голове. Только вот не к той стороне головы. Суровыечелябинские мужчины питерские мальцы настолько суровы, что не помнят, где у них болит. Да и голова-то – орган немаленький, поди там запомни, где случилось сотрясение…
Впрочем, следующий клиент, сразу после С. зашедший к нам на огонек, заявил, что у него приступ «врожденного бронхита», и мы просто обязаны отпустить его из школы на все четыре стороны.
Впрочем, пальму первенства уверенно оккупировала Ксюша Г., что характерно – блондинка.
Сестер Г. У нас двое: младшая Лена, с которой мы весь первый класс методично разбирались, где у листочка право, лево, верх и низ и раскрашивали картинки с заданиями для дошкольников, ибо ни на что другое способна Лена не была, а это с трудом, но давалось; старшая – Ксюша, она второгодница-шестиклассница и умеет читать, больше о Ксюше сказать нечего. В принципе, им необязательно иметь такую длинную фамилию: буква, до которой ее сократила я, как нельзя лучше отражает содержание голов обеих сестер…
А однажды… однажды Ксюша попросила помочь ей решить задачу.
Задача была следующего вида: даны отрезки АВ 8 дм и CD 2 см, сколько отрезков CD в отрезке АВ?
Я решила не усложнять решение этой типовой задачи лично для себя, тем более, что до окончания рабочего дня оставалось всего-то полчаса, а домой попасть хотелось не затемно – и самостоятельно произвела пересчет дециметров в сантиметры. Постфактум я решила провести небольшой пилотажный опрос на тему «единицы измерения», и убедилась в правильности своего решения.
Но дальше я решила не халявить, а поработать на благо общества и научить Ксюшу делить 80 на 2. Для начала я нарисовала на доске один длинный отрезок и обозвала его соответствующими буквами, а затем рядом изобразила маленький, практически в соответствующем масштабе для пущей наглядности, и тоже обозвала. И говорю, мол, ну как, Ксюш, будем решать поставленную задачу. Ксюша сделала глаза и сказала, что даже не подозревает. Мы еще раз сверились с условиями задачи, и я предложила Ксюше попытаться представить, сколько отрезков по два сантиметра поместится в восьмидесятисантиметровом.
Самой большой, и, пожалуй, единственной моей педагогической удачей на тот день было то, что я смогла добиться у Ксюши ответа, какой отрезок длиннее, а какой короче, и, полагаю, ей в этом помогли мои рисунки. Поэтому еще раз говорю молодым педагогам: не ленитесь рисовать на доске!
Дальше сложнее: мы стали выяснять количество маленьких отрезков в большом нерацоинальным методом сложения:
- Два плюс два плюс два?
- …Шесть.
- Это еще не 80?
- Не 80.
- А еще плюс два?
- …Восемь.
- Ты сложила уже четыре двойки, это еще не 80?
- Не 80…
Подобным образом мы посчитали приблизительно до 12, и пришли к выводу, что так считают только дуры, а мы не дуры, и мы пойдем другим путем. Мы взяли на себя слишком много и, пойдя путем деления, забуксовали. Ксюша пряталась за учебником, я нервничала, и в итоге решила применить последнее средство.
А надо сказать, что педагог я невероятно креативный: когда у учеников возникают проблемы с пониманием, я начинаю рисовать, рвать листочки и изображать из них вычитаемое и уменьшаемое, привлекать к решению задач людей и предметы в качестве подсобных материалов и прибегать к помощи метафор. Самая действенная метафора – деньги и конфеты. Деньги и конфеты обычно понимают все дети.
Я попросила Ксюшу напрячься и постараться посчитать, сколько шоколадок ценой по два рубля она могла бы купить на 80 рублей. Ксюша поняла мои указания слишком буквально и заметно напряглась.
Через пару минут я поняла, что задачу одновременно с двумя исходными – деньгами и конфетами сразу – давать неподготовленному клиенту пока рано, и я упростила все до денег как наиболее эмоционально заряженного стимула. Я спросила, как бы мы поделили между собой 80 рублей, чтобы у нас было поровну…
Почему-то и этот метод тоже не сработал.
Рабочий день уже закончился, я заметно нервничала и не придумала ничего лучше, чем нарисовать на доске восемь купюр по десять рублей и попросить Ксюшу поделить их пополам.
И тут, собственно, я подхожу к моменту, ради которого весь пост и писался. Ксюша взяла мел и провела жирную полосу через все купюры. Сначала я не поняла, но позднее догадалась: она таким образом поделила их пополам, каждую купюру на две части…
В связи с чем еще одна рекомендация молодым педагогам: будьте точнее в терминологии и вовремя отправляйте на ПМПК учеников, к которым любая терминология неприменима.
P.S. Задачу мы так и не решили…
Мальчик С., тот самый, что собирался ехать на роликах в поликлинику, пришел с новой проблемой: на этот раз его уронили с лестницы вниз головой. Лестницы-то у нас неслабые, как-никак центр города – это вам не десять ступенек спального района, и выжить после падения с них не каждый девятилетний мальчик ухитрится.
С. тщательно осмотрели и вручили ему пакет со льдом, который мальчик тут же приложил к голове. Только вот не к той стороне головы. Суровые
Впрочем, следующий клиент, сразу после С. зашедший к нам на огонек, заявил, что у него приступ «врожденного бронхита», и мы просто обязаны отпустить его из школы на все четыре стороны.
Впрочем, пальму первенства уверенно оккупировала Ксюша Г., что характерно – блондинка.
Сестер Г. У нас двое: младшая Лена, с которой мы весь первый класс методично разбирались, где у листочка право, лево, верх и низ и раскрашивали картинки с заданиями для дошкольников, ибо ни на что другое способна Лена не была, а это с трудом, но давалось; старшая – Ксюша, она второгодница-шестиклассница и умеет читать, больше о Ксюше сказать нечего. В принципе, им необязательно иметь такую длинную фамилию: буква, до которой ее сократила я, как нельзя лучше отражает содержание голов обеих сестер…
А однажды… однажды Ксюша попросила помочь ей решить задачу.
Задача была следующего вида: даны отрезки АВ 8 дм и CD 2 см, сколько отрезков CD в отрезке АВ?
Я решила не усложнять решение этой типовой задачи лично для себя, тем более, что до окончания рабочего дня оставалось всего-то полчаса, а домой попасть хотелось не затемно – и самостоятельно произвела пересчет дециметров в сантиметры. Постфактум я решила провести небольшой пилотажный опрос на тему «единицы измерения», и убедилась в правильности своего решения.
Но дальше я решила не халявить, а поработать на благо общества и научить Ксюшу делить 80 на 2. Для начала я нарисовала на доске один длинный отрезок и обозвала его соответствующими буквами, а затем рядом изобразила маленький, практически в соответствующем масштабе для пущей наглядности, и тоже обозвала. И говорю, мол, ну как, Ксюш, будем решать поставленную задачу. Ксюша сделала глаза и сказала, что даже не подозревает. Мы еще раз сверились с условиями задачи, и я предложила Ксюше попытаться представить, сколько отрезков по два сантиметра поместится в восьмидесятисантиметровом.
Самой большой, и, пожалуй, единственной моей педагогической удачей на тот день было то, что я смогла добиться у Ксюши ответа, какой отрезок длиннее, а какой короче, и, полагаю, ей в этом помогли мои рисунки. Поэтому еще раз говорю молодым педагогам: не ленитесь рисовать на доске!
Дальше сложнее: мы стали выяснять количество маленьких отрезков в большом нерацоинальным методом сложения:
- Два плюс два плюс два?
- …Шесть.
- Это еще не 80?
- Не 80.
- А еще плюс два?
- …Восемь.
- Ты сложила уже четыре двойки, это еще не 80?
- Не 80…
Подобным образом мы посчитали приблизительно до 12, и пришли к выводу, что так считают только дуры, а мы не дуры, и мы пойдем другим путем. Мы взяли на себя слишком много и, пойдя путем деления, забуксовали. Ксюша пряталась за учебником, я нервничала, и в итоге решила применить последнее средство.
А надо сказать, что педагог я невероятно креативный: когда у учеников возникают проблемы с пониманием, я начинаю рисовать, рвать листочки и изображать из них вычитаемое и уменьшаемое, привлекать к решению задач людей и предметы в качестве подсобных материалов и прибегать к помощи метафор. Самая действенная метафора – деньги и конфеты. Деньги и конфеты обычно понимают все дети.
Я попросила Ксюшу напрячься и постараться посчитать, сколько шоколадок ценой по два рубля она могла бы купить на 80 рублей. Ксюша поняла мои указания слишком буквально и заметно напряглась.
Через пару минут я поняла, что задачу одновременно с двумя исходными – деньгами и конфетами сразу – давать неподготовленному клиенту пока рано, и я упростила все до денег как наиболее эмоционально заряженного стимула. Я спросила, как бы мы поделили между собой 80 рублей, чтобы у нас было поровну…
Почему-то и этот метод тоже не сработал.
Рабочий день уже закончился, я заметно нервничала и не придумала ничего лучше, чем нарисовать на доске восемь купюр по десять рублей и попросить Ксюшу поделить их пополам.
И тут, собственно, я подхожу к моменту, ради которого весь пост и писался. Ксюша взяла мел и провела жирную полосу через все купюры. Сначала я не поняла, но позднее догадалась: она таким образом поделила их пополам, каждую купюру на две части…
В связи с чем еще одна рекомендация молодым педагогам: будьте точнее в терминологии и вовремя отправляйте на ПМПК учеников, к которым любая терминология неприменима.
P.S. Задачу мы так и не решили…
*закинуло подальше старый студ из педа и перекрестилось*
хотя у самой с головой было туговато, в детстве была 100% уверена, что если утка стоя на одной ноге весит 2 кг, то встав на две будет весить 4 )))
и смех, и грех... оО
детки нынче, ндааа...
Вот это да! Так объяснять - даже я решил бы))
Интересно она правда не понимала или притворялась?...
когда привыкаешь, это даже веселит)
Осеннее равноденствие
ну, это заблуждение иного рода) многие дети говорят, что если на двух руках десять пальцев, то на пяти руках - сто))
Скотч
ну, я ж рассказываю не о типичном, а о том, что совсем из ряда вон.
Шими
она не понимала. такое тоже бывает.
у тебя чудесный дизайн.)
У меня это в основном интерес: "а сколько я вытерплю?". Так что я способна объяснять долго и методично. Такой подход касается не только педобщения с детьми, я хвалю себя за долго выстоянную очередь, за трех-и-более-ступенчатую обработку тестов на два класса. Это, видимо, своеобразные попытки придать смысл бессмысленному))
спасибо)
я вот оставила подарок тебе на работе, а на больничном мы как минимум до среды, а то и дольше. это все очень печально: и отдаление встречи во времени, и болезнь(((
ну, ничего, ещё встретимся. обязательно.))